Амеша Спента ("бессмертные святые"), Амшаспанд (среднеиран.) - в иранской мифологии шесть или семь божеств, ближайшее окружение Ахурамазды. Ранние тексты изображают их существами нейтрального рода, другие ("Ясна" 21, 1-2 и 39, 3) - мужского и женского, третьи ("Ясна" 51, 22) - только мужского. В период раннего средневековья Амеша Спента часто воспринимались как единый персонаж. Многие исследователи, отрицая самостоятельность каждого из Амеша Спента, склонны были видеть в них аспекты, аллегории благих качеств Ахурамазды, его эманации. Однако имена пяти Амеша Спента имеют точные соответствия в ведической мифологии, что указывает на индоиранские истоки их образов как самостоятельных божеств, а совокупность в целом повторяет древнюю индоиранскую и индоевропейскую схему семибожного пантеона.

В состав Амеша Спента входили: Спента Майнью (Спента-Майнью, "дух святости"), творческая ипостась Ахурамазды; Воху Мана ("благая мысль"); Аша Вахишта ("истина"); Хшатра Вайрья ("власть", с оттенком значения "царство божие"); Армайти ("благочестие"); Аурват (Хаурватат, "целостность"); Амертат ("бессмертие").

Аша Вахишта и Воху Мана входят в верховную триаду иранского пантеона, возглавляемую Ахурамаздой. В поздних текстах имеют противников из сил тьмы. Амеша Спента считали также покровителями священных стихий и животных: Воху Мана - покровитель скота, Аша Вахишта - огня, Хшатра Вайрья - металлов, Армайти - земли, Аурват - воды, Амертат - растений.

Существует миф о семи явлениях Амеша Спента Заратуштре в различный географических местах западного Ирана, которые явились началом утверждения на земле зороастрийской веры.

Каждый из Амеша Спента в качестве отличительного символа имел свой цветок, например, Воху Мана - белый или желтый жасмин, Армайти - ползучую мускусную розу, Аурват - лилию и т.д. ("Бундехиш" 27, 24).

Спента-Майнью (авест. "дух святости") - в иранской мифологии одно из божеств Амеша Спента, дух-творец. Спента-Манью вдохновляет Заратуштру, в конце мировой истории он должен уничтожить "духа зла" Анхра-Манью ("Яшты" XIII 3; XVIII 2). Согласно одной концепции образа, обычно считающейся более древней, Спента-Майнью вместе со своим братом-близнецом Анхра-Манью порождены Ахурамаздой и оба действуют как демиурги земного творения на уровне телесной осязаемой реальности "гетик", тогда как Ахурамазда пребывает в сфере чистой духовности "менок". Спента-Майнью создает благую часть мира, а его брат - плохую ("Бундехиш" 1, 8 и др. источники). Согласно "Яшту" (VIII 48), все творения Спента-Майнью - "Те, что живут под землей, на земле, в воде, летают, рыщут по равнинам, все те, что населяют безграничный и бесконечный мир Спента-Майнью". Вместе с Огнем Спента-Майнью наблюдает за исполнением решений и приговоров, вынесенных Ахурамаздой ("Ясна Семи глав", 36, 1).

По второй концепции образа, Спента-Майнью - ипостась, творческий аспект Ахурамазды.

Образ Спента-Майнью еще в ранние времена привлек внимание греческих философов. Уже в схолии (Гермодора?) к диалогу Платона "Алкивиад" (I 122а) содержится соответствие понятию Спента-Майнью, в конце 4 в. до н.э. Гекатею Абдерскому была известна мифологема о Спента-Майнью как источнике вдохновения Заратуштры. Типологически и функционально Спента-Майнью близок ветхозаветному святому духу, что издавна побуждало некоторых специалистов (Ш.Арле, Ж.Дармстетер и др.) к гипотезам об исторической взаимозависимости обоих образов.

Воху Мана (авест. "благая мысль") - в иранской мифологии одно из божеств Амеша Спента, входит в верховную божественную триаду (Ахурамазда, Воху Мана, Аша Вахишта). Дух - покровитель скота и общины оседлых скотоводов. Антагонист Воху Мана - Ака Мана (авест. "злонамеренность", один из дэвов). В среднеиранской традиции - Бахман, ему посвящен "Бахман-яшт".

Аша Вахишта (авест. "истина", "лучший распорядок"), Арта Вахишта - в иранской мифологии одно из божеств Амеша Спента, входит в триаду верховных божеств. Воспевается в "Аша Вахишта-яшт" и "Гатах". Аша Вахишта - дух огня, абстрактная сущность идеального распорядка в мире, общине и семье, "праведность", духовная персонификация верховного жреца зороастрийских общин. Аша Вахиште противостоит божество лжи - Друг (Друдж, авест. "ложь"). Друг создан Ахра-Майнью на погибель "праведности миров", с его помощью Анхра-Майнью пытался уничтожить или искусить Заратуштру.

В позднейшей иранской мифологии образ Аша Вахишты трансформировался в представление о небесном рае (фарси, Бехешт) и в его духа Орду - Бехешт, ставшего названием второго месяца иранского солнечного календаря (расцветающего месяца весны, примерно апрель).

Хшатра Вайрья (авест. "власть", "благое царствование"), Шахревар (пехл.) - в иранской мифологии одно из божеств Амеша Спента. Образ Хшата Вайрья воплощает идею торжества правильного порядка вещей, истины. Антагонист Хшатра Вайрья в лагере сил зла - олицетворение лжи Друг. Хшата Вайрья считается покровителем металлов. Дарий I отождествлял понятие Хшата Вайрья со своим царством.

Армайти (авест. "благочестие", "благонамеренность"), Армаити, Арматай, Спента Араити - в иранской мифологии одно из божеств Амеша Спента, добрый дух (ахура), покровительница земли и персонификация преданности (набожности). Вне ортодоксального зороастризма Армайти - богиня земли, иногда жена либо сестра (дочь) Ахурамазды, пребывающая с ним в кровнородственном браке ("Яшт" XIX 16) - мотив мирообразующего инцеста, восстанавливаемый еще на индоиранском уровне. в "Яште" XVII Армайти - супруга Ахурамазды и мать Аши, Сраоши, Рашну, Митры. В среднеиранской традиции - Спандармат.

Спандармат (среднеиран.) - в среднеиранской мифологии олицетворение возделанной земли и религиозного благочестия, прародительница жизни. Описывалась и, возможно, изображалась красивой рассудительной женщиной с мускусной розой в руке, поучающей царей. Восходит к дозороастрийской матери-земле, супруге бога неба (в "Авесте" - Армайти).

Почитание Спандармат - древней хтонической праматери-земле продолжалось и в зороастрийскую эпоху ("Видевдат" 2, 10 и 18; 3, 35; 18, 51; "Гаты" 47, 3); сохранялась ее связь с запретным в зороастризме обрядом ингумации ("Гаты" 30, 7, где ей предписано обеспечить неистребимость праведной плоти; "Ясна" 1, 10, где она названа обиталищем праведников). Фрагмент "Видевдата" (3, 35), содержащий угрозу ввергнуть нечестивца во "тьму Спандармат", возможно, указывает на практику человеческих жертвоприношений. Так существует утверждение Геродота (VII 114) о том, что Ксеркс и его жена Аместрида приказывали закапывать людей заживо, чтобы угодить подземному божеству, и об отправлении этого же ритуала Камбисом (III 35).

Древний облик слабо персонифицированной земли Спандармат сохраняла и в пехлевийской традиции: Зардушт (т.е. Заратуштра) узрел в мистическом трансе всю Спандармат, "покрытую растениями, и все их виды, и корень каждого в земле - Спандармат" ("Бахман-Яшт" 2, 8, 31 и 48); когда в апокалиптическом будущем восторжествуют неправда и насилие, "земля-Спандармат разверзнется и обнажатся самоцветы, золото, серебро, олово и свинец" (2, 48).

В скифской мифологии Спандармат соответствует Апи, в митраизме - Мать-земля, в манихействе - Мать жизни. В армянской мифологии к Спандармат восходит Спадарамет.

Аурват (авест. "целостность" как полнота физического существования, противоположность болезни, смерти, старости), Хаурватат - в иранской мифологии одно из божеств Амеша спента, дух, воплощающий телесное здоровье. Аурват считается покровителем воды. Обычно упоминается в паре с Амертат.

Амертат (авест. "бессмертие") - в иранской мифологии благой дух, входящий в состав Амеша Спента. Дух растительности. Обычно упоминается с Аурватом, их взаимосвязь восходит к мифологеме мирового древа у источника живой воды. По "Младшей Авесте", особыми врагами этой пары были демоны Тарви и Зарича ("Яшт" XIX 96 и "Бундехиш 30, 29), некогда божества мидийского пантеона.

11.01.2005
Используются технологии uCoz