Протестантизм (продолжение)

Ответвления в протестантизме

В 1609 г. в результате своего рода синтеза меннонитства и конгрегационализма в Амстердаме в среде английских эмигрантов возник баптизм, ныне играющий весьма видную роль среди протестантских конфессий. Основателем баптизма считается Джон Смит - бывший англиканский проповедник, пришедший к убеждению в необходимости сознательного крещения во взрослом возрасте. В 1608 г. крестил самого себя и своих ближайших сподвижников. В 1611 или 1612 гг. часть последователей Дж.Смита поссорилась с ним из-за его намерения вторично креститься у меннонитов и вернулась из Амстердама в Лондон. В Лондоне один из них - Томас Гелвайс создал группу общих (генеральных) баптистов, заимствовавших у меннонитов арминианскую доктрину о наличии у человека свободной воли. Они придерживались точки зрения, что искупительная жертва Иисуса Христа была принесена ради спасения всех людей, а не только ради избранных.

Однако преобладающая часть современных баптистов происходят не от этой группы, а от двух других, возникших в Лондоне в 1633 и 1638 гг. в кальвинистской среде. В 1638 г. эти группы слились и образовали церковь частных баптистов, которая тоже ввела сознательное крещение по вере, однако сохранила кальвинистское положение о предопределении, в соответствии с которым искупительная жертва Иисуса Христа была принесена лишь для ограниченного числа людей. В 1639 г. Роджер Уильямс основал в городе Провиденс (на территории современного штата Род-Айленд) церковь, также стоящую на принципах, характерных для частных баптистов.

В XVII в. появилась еще одна разновидность баптистов - церковь баптистов седьмого дня, празднующих не воскресенье, а субботу.

Большинство баптистских церквей разделяет основные положения ортодоксального протестантизма. Бульшая часть баптистов верят, что человек духовно свободен и может трактовать Библию, полагаясь на свое сознание. В баптистских церквах принято несколько исповеданий, наиболее известны из которых Лондонское (1689 г.), Филадельфийское (1748 г.) и Нью-Гэмпширское (1832 г.). Первые два близки к Вестминстерскому исповеданию (1643 г.) кальвинистов Великобритании, в третьем же кальвинистское положение о предопределении несколько смягчено. Следует, однако, подчеркнуть, что абсолютным авторитетом для баптистов является только Священное Писание, а все принятые ими исповедания написаны скорее для того, чтобы показать, во что они верят. Главной особенностью баптистской догматики, отличающей ее от учения многих других протестантских деноминаций, является так называемое сознательное крещение, или крещение оп вере. Оно совершается по воле самого человека, готового принять веру (обычно это происходит по достижению 12-14 лет). Крещение у баптистов считается не таинством, а обрядом, символизирующим твердость веры человека. Второй баптистский обряд - хлебопреломление (так у баптистов именуется причащение). Причащаться в большинстве баптистских церквей разрешается и лицам, еще не принявшим крещение. По представлению баптистов, хлебопреломление символизирует воспоминание о последней трапезе, муках и смерти Иисуса Христа.

Богослужебная практика баптистов отличается простотой. Основное внимание уделяется проповеди и чтению Священного Писания. Характерны и импровизированные молитвы, которые могут быть и молчаливыми, а также пение гимнов. Во время богослужений возжигаются свечи. Убранство баптистских церквей раньше тоже было очень простое: в аудиториях (так у баптистов называется помещение, где проводится молитвенное собрание) находились лишь кафедры для проповеди, престолы с элементами причастия на них и баптистерии. В последнее время в некоторых баптистских церквах стали устанавливать алтари, кресты, делать настенные изображения, украшать окна витражами. В отдельных церквах священнослужители надевают церковные облачения, специальную одежду имеют и поющие в хоре.

Для баптизма характерно отсутствие резкой грани между священнослужителями и мирянами. Пасторы не рассматриваются как носители сакральной или церковной власти. Нередко они лишь проводят молитвенные собрание, а общинами руководят миряне. Из мирян же избираются и диаконы, которые совершают обряд хлебопреломления. В некоторых баптистских общинах обязанности священнослужителей могут исполнять и женщины. Хотя каждая церковная община у баптистов независима, общины, стоящие на близких догматических позициях, объединяются в конвенции, ассоциации, общества, товарищества в рамках штата, региона, страны или группы стран. Правда, властных функций эти объединения не имеют, а занимаются лишь просветительской, благотворительной и миссионерской работой.

Прозелитизм очень характерен для баптизма, и все члены церкви должны заниматься распространением своей веру и стремиться обратить в баптизм возможно большее число людей. Это привело к быстрому увеличению численности баптистов.

Крупнейшие баптистские церковные организации действуют в США. Наиболее многочисленны среди них объединяющая белых американцев и отличающаяся консервативностью Южная баптистская конвенция - самая большая протестантская церковь страны и первая по численности баптистская деноминация мира, и афроамериканская Национальная баптистская конвенция США. К влиятельным баптистским церквам США, кроме того, относятся Национальная баптистская конвенция Америки, являющаяся второй по числу сторонников афроамериканской баптистской организацией США; также афроамериканская Прогрессивная национальная баптистская конвенция; занимающее фундаменталистские позиции Баптистское библейское товарищество; Американские баптистские церкви США, куда входят белые американцы; афроамериканская Национальная миссионерская баптистская конвенция Америки, отколовшаяся от Национальной баптистской конвенции Америки, и Американская баптистская ассоциация, близкая по вероучению к Южной баптистской конвенции, но занимающая еще более консервативные, фундаменталистские позиции.

Из баптистских организаций, функционирующих в других странах, самой значительной по численности является Евангелическая церковь слова жизни, действующая в Эфиопии. К крупным баптистским церквам относится и Бразильская баптистская конвенция, близкая к самой влиятельной протестантской церкви США - Южной баптистской конвенции. Близки к американским баптистам и такие возникшие в результате миссионерской деятельности церковные организации как Совет баптистских церквей в Северо-Восточной Индии, Мьянмаская баптистская конвенция и Нигерийская баптистская конвенция. На территории бывшего СССР действует Евро-Азиатский союз евангельских христиан-баптистов, в котором, несмотря на его межденоминационный характер, преобладают наследники баптистской традиции.

В 1905 г. был образован Всемирный союз баптистов, объединяющий в настоящее время бульшую часть баптистских церквей.

Из баптистской среды вышел адвентизм. Он был основан в 1831 г. в США Уильямом Миллером, бывшим капитаном американской армии. Одним из основных догматических положений адвентизма является вера в скорое второе пришествие Иисуса Христа. Адвентисты, как и баптисты, единственным источником веры признают Библию.

Обряды адвентистов аналогичны баптистским. Крещение и причащение (хлебопреломление), как и баптисты, адвентисты считают только обрядами, а не таинствами. Как и у баптистов, крещение совершается у них в сознательном возрасте. Для адвентистов характерен также обряд омовения ног. В ходе догматических споров адвентисты распались на несколько групп. Подавляюще большинство адвентистов относится к деноминации адвентистов седьмого дня, празднующих вместо воскресенья субботу. Они обособились от остальных адвентистов еще в 1844 г., а окончательно выделились в отдельную деноминацию в 1863 г.

Официального исповедания у адвентистов седьмого дня нет, правда, имеется ряд теологических работ, в которых излагаются основы их вероучения. Прежде всего, это сочинения Эллен Г.Х.Уайт, сыгравшей главную роль в формировании этой конфессиональной группы.

Как и остальные адвентисты, адвентисты седьмого дня придают большое значение второму пришествию Иисуса Христа и полагают, что оно должно скоро произойти. Адвентисты седьмого дня отвергли такой важный догмат христианства как бессмертие души, пересмотрели положение о рае и аде. Они верят в условное бессмертие, которое даруется Иисусом Христом не всем людям, а лишь праведникам, которые после второго пришествия воскреснут и будут находиться вместе с Христом на небе на протяжении тысячи лет. По истечении же этого тысячелетнего периода праведники станут жить с Христом на совершенно обновленной Земле. Что же касается грешников, то они, по представлению адвентистов седьмого дня, после второго пришествия тоже оживут, но не пойдут в ад, а будут сожжены.

Адвентистам седьмого дня запрещено есть свинину, моллюсков, ракообразных и мясо других "нечистых" животных, пить алкогольные напитки, кофе и чай, а также курить табак. Адвентисты седьмого дня должны скромно одеваться, не пользоваться декоративной косметикой и не носить украшений.

Большинство адвентистов седьмого дня добровольно платят десятину, то есть отдают на нужды церкви десятую часть своих доходов.

Молитвенные собрания у адвентистов седьмого дня проводятся по субботам. Во время этих собраний поются гимны, произносятся импровизированные молитвы, читаются проповеди.

Обряды у адвентистов седьмого дня выполняются пасторами, которые посвящаются в сан наложением рук. Все пасторы имеют равный чин, специальных облачений они не носят, женщин в пасторы не поставляют.

Церковь адвентистов седьмого дня представляет собой жестко централизованную организацию. Ее руководящим органом является Генеральная конференция, решающая все важнейшие вопросы церковной жизни. Местные церковные общины возглавляются пресвитерами, назначаемыми региональной конференцией. Несколько региональных конференций формируют конференцию так называемого униона (союза), а конференции всех унионов - Генеральную конференцию. Между Генеральной конференцией и унионами имеется еще одно промежуточное звено - географические административные дивизионы, каждый из которых возглавляется президентом.

Из других ныне существующих адвентистских организаций более известны адвентисты-реформисты и Христианская церковь пришествия (обе они весьма малочисленны). Адвентисты-реформисты отличаются от адвентистов седьмого дня тем, что им запрещено служить в армии. Последователи Христианской церкви пришествия не признают прорицательских высказываний Э.Уайт. В отличие от адвентистов седьмого дня они празднуют воскресенье, а не субботу, не соблюдают их пищевых запретов. В противоположность церкви адвентистов седьмого дня Христианская церковь пришествия имеет конгрегациональное устройство.

Как и баптисты, адвентисты (и прежде всего адвентисты седьмого дня) ведут чрезвычайно активную прозелитическую работу, и поэтому сторонники адвентизма имеются сейчас в большинстве стран мира, хотя обычно численность их в каждой отдельной стране невелика. Наиболее крупные группы их сосредоточены в США, Бразилии, Мексике, Демократической Республике Конго, Руанде, на Филиппинах.

Немало общего с баптизмом в обрядности имеет и течение, иногда называемое реставрационизмом. Речь идет об основанной в США в 1809 г. пресвитерианскими священниками Томасом и Александром Кэмпбеллами (отец и сын) конфессиональной организации, получившей название "ученики Христа", и отделившихся от нее деноминациях, из которых только две (Церкви Христа и Христианские церкви и церкви Христа) имеют значительное число последователей и получили довольно широкую известность.

Реставрационисты стараются целиком основывать свое вероучение на Новом Завете, призывая к реставрации новозаветного христианства (откуда и произошло их название), и надеются на этой основе объединить всех христиан. Они не признают никаких символов веры. В отличие от большей части баптистов реставрационисты придерживаются арминианской, а не кальвинистской доктрины, т.е. считают, что у человека есть свободная воля. Крещение (путем погружения) совершается у них по вере и считается не таинством, а обрядом. Другим практикуемым обрядом является причащение (хлебом и виноградным соком), совершаемое каждое воскресенье.

Придерживаясь в целом общего вероучения, разные группы реставрационистов расходятся во взглядах на некоторые стороны культа (в частности по вопросу об использовании во время богослужения органной музыки). Различно и их отношение к наличию надобщинных организаций.

Ученики Христа стоят за органную музыку и допускают существование организации, объединяющей самостоятельные общины, Церкви Христа отвергают то и другое (из-за отрицательного отношения к инструментальной музыке их иногда называют неинструменталистами), Христианские церкви и церкви Христа не против использования органной музыки, однако не признают какой-либо объединяющей организации.

Одним из влиятельных течений протестантизма является методизм, возникший в первой половине ХVIII в. как обновленческое движение в англиканстве. Его основатель Джон Уэсли изначально не стремился к созданию новой деноминации, а хотел лишь оживить христианский энтузиазм в Церкви Англии. В самостоятельную конфессию методизм выделился только в конце XVIII века: в 1784 г. в США с помощью Дж.Уэсли была образована Методистская епископальная церковь, а в 1795 г. в Англии методисты официально отделились от англиканства.

Будучи близкими англиканам по вероучению, методисты, в отличие от них и многих других протестантов, не придают догмам большого значения, уделяя главное внимание эмоциональному воздействию на верующих. Своей основной целью методисты ставят достижение человеком христианского совершенства и утверждение уверенности в личном спасении. Они подчеркивают, что стержнем религии является личное отношение человека с Богом. В методизме допускаются различные мнения по вопросам догматики, если они не выходят за пределы основных христианских доктрин. Основами своего вероучения методисты считают Типовые проповеди Дж.Уэсли и составленные им же Записки о Новом Завете. Полагая, что спасение достигается верой, методисты в то же время не отрицают и необходимости добрых дел. Принятие Дж.Уэсли арминианской доктрины (т.е. признание им наличия у человека свободной воли) привело к отколу от основной массы методистов группы, возглавленной его ближайшим сподвижником Джорджем Уайтфилдом, выступившим в защиту кальвинистской доктрины о предопределении. Эта ветвь методистов приобрела значительное влияние в Уэльсе.

Признавая Апостольский и Никейский (точнее, Никео-Константинопольский) символы веры, методисты к Афанасьевскому символу относятся с некоторым скептицизмом.

В методизме признаются два таинства - крещение и причащение. Крещение обычно совершается путем окропления. Методисты верят в истинное присутствие Иисуса Христа в элементах причастия, но не уточняют, как именно выражается это присутствие.

Методистская обрядность существенно упрощена по сравнению с англиканской. Активное участие в богослужении наряду со священниками принимают и миряне.

Управляются методистские церкви конференциями, в которых участвуют как священнослужители, так и миряне. Священство у методистов делится на две степени: диаконов и пресвитеров (старейшин). Статус епископа (в тех методистских церквах, где он имеется) не рассматривается как третья степень священства. Епископ, который избирается пожизненно, считается лишь пресвитером, выполняющий административную работу.

Самая крупная в мире методистская церковная организация - Объединенная методистская церковь, являющаяся второй по численности протестантской церковью США и объединяющая более половины живущих в этой стране методистов. Кроме нее в США есть еще несколько методистских церквей, среди которых наиболее влиятельны две весьма близкие друг другу негритянские церкви: Африканская методистская епископальная церковь и Африканская методистская епископальная сионская церковь. Влиятельные методистские церкви функционируют и в Африке. Это Методистская церковь Южной Африки, представляющая собой наиболее значительную протестантскую церковь ЮАР, и Методистская церковь Нигерии. По особенностям догматики и культа обе они близки Методистской церкви Великобритании. В отличие от американских методистских церквей Методистская церковь Великобритании не имеет епископального устройства.

В 1881 г. была создана организация, объединившая методистские церкви разных стран мира, - Всемирный методистский совет.

В методистской среде в США в конце ХIХ в. возникло движение святости, которое вскоре привело к появлению двух новых течений в протестантизме - перфекционизма и пятидесятничества. Главной целью в перфекционизме является достижение человеком совершенства (откуда и само название течения), очищение его от всех грехов. Перфекционисты считают, что полное освящение, как правило, обретается мгновенно в результате душевного переживания, сходного с обращением (в истинную веру). В этот момент человек освобождается от первородного греха и становится способным жить без сознательного совершения греха. Занимая фундаменталистские позиции, перфекционисты выступают против критического толкования Библии.

Из христианских таинств перфекционисты оставили два - крещение и причащение, причем в некоторых перфекционистских церквах они рассматриваются не как таинства, а как обряды. Впрочем, перфекционисты считают, что ни таинства, ни церковь не могут помочь человеку в спасении, которое обеспечивается только Святым Духом.

Перфекционизм представлен рядом самостоятельных, обычно независимо друг от друга возникших церковных организаций, заметно различающихся между собой как по догматике, так и по обрядности. Наиболее влиятельными из них являются Христианский и миссионерский альянс, Церковь назарянина, Церковь Бога [Андерсон, Индиана], Свободная методистская церковь и Уэслианская церковь.

Второе течение в движении святости - пятидесятничество. Хотя свойственные пятидесятничеству черты появились у некоторых деноминаций еще в XVIII в., его возникновение обычно формально приурочивают к 1 января 1901 г., когда на занятии в библейской школе в городе Топика (штат Канзас) одна ученица внезапно заговорила на якобы незнакомом ей до этого китайском языке. Основателем пятидесятничества часто считают Чарлза Фокса.

Большая часть пятидесятников придерживается доктрин, близких к перфекционизму. Однако для всех пятидесятнических церквей характерна одна черта - вера в возможность крещения Духом Святым, в результате которого люди якобы получают дары Святого Духа, и прежде всего дар говорения на иных языках. Пятидесятники исходят при этом из описанного в Деяниях святых апостолов чуда, когда ученики Христа в день Пятидесятницы (отсюда и название конфессии) исполнились даром говорения на иных языках. Они считают, что дар говорения на иноязыках (так называемая глоссолалия) может быть получен верующими и в настоящее время. Подавляющее большинство христиан, в том числе и протестантов, не верят в глоссолалию и относятся к этой практике отрицательно.

Несмотря на свою одиозность, пятидесятничество оказалось весьма динамичной конфессией, быстро увеличивающей ряды своих сторонников. Более того, глоссолалия стала практиковаться и некоторых других церквах, в частности в баптистских, меннонитских, пресвитерианских, реформатских, лютеранских, методистских, англиканских, католических и даже православных.

Для вероучения пятидесятников характерен так называемый духоцентризм: из трех лиц Божественной Троицы некоторое преимущество отдается Духу Святому.

Пятидесятники образуют несколько разновидностей: пятидесятники двух благословений, пятидесятники трех благословений, радикальные пятидесятники, апостольские пятидесятники, пятидесятники-унитарианцы.

Пятидесятники двух благословений признают Божьими благословениями обращение (принятие веры и освобождение в результате этого от индивидуального греха) и крещение Духом Святым. К этой группе пятидесятников относится наибольшее число пятидесятнических церквей, наиболее многочисленными и самыми известными из которых являются действующие в США и многих других странах Ассамблеи Бога, или Собрание Божье и Международная церковь четырехугольного Евангелия. В России и некоторых других странах бывшего СССР к этой ветви пятидесятничества относятся Епископальная церковь христиан евангельской веры (филиал Собрания Божьего). Многие пятидесятники двух благословений вышли из баптистских церквей, и поэтому их иногда называют баптиствующими пятидесятниками.

Пятидесятники трех благословений считают, что между двумя указанными выше благословениями должно быть еще одно - освящение (полное очищение от всех грехов: как от совершенных на протяжении жизни, так и первородного). Крупнейшими церквами этой группы являются негритянская Церковь Бога во Христе и Церковь Бога [Кливленд, Теннесси]. К этой же группе относятся субботствующие пятидесятники на западе Украины и небольшая Церковь Бога, объединяющая группу немцев в Казахстане. В значительной своей части пятидесятники трех благословений были прежде перфекционистами, и их порой называют пятидесятниками святости.

Радикальные пятидесятники добавляют к уже отмеченным благословениям и другие, в частности способность к исцелению, пророчество, вознесение и пр. Относящиеся к этой группе церкви довольно малочисленны, из (мурашковцы) их числа отметим действующие в США Независимые ассамблеи Бога. На Украине, в Белоруссии, Молдавии, Казахстане также имеется одна организация этой разновидности пятидесятничества - евангельские христиане святые сионисты.

Апостольские пятидесятники отличаются от пятидесятнических других групп тем, что ими руководят, как они сами считают, "пророки" и "живые апостолы". Численность апостольских пятидесятников невелика. К этой группе, в частности, принадлежит Апостольская церковь Великобритании.

Наконец, пятидесятники-унитарианцы, в противоположность всем остальным пятидесятникам, придерживающимся доктрины о триединстве Бога, признают одно лицо Бога и крестят новообращенных только "во имя Иисуса Христа". Самой крупной организацией пятидесятников-унитарианцев является Объединенная пятидесятническая церковь, являющаяся международной. Ее филиал действует и на территории России - Евангельские христиане в духе апостолов, или смородинцы.

Культовая практика в разных пятидесятнических церквах довольно сильно различается, хотя в целом близка к обрядности в методистских и баптистских церквах.

Пятидесятничество очень широко распространено по всему миру, и его сторонники имеются в подавляющем большинстве стран. Самые крупные группы их имеются в Бразилии, США, Чили, Мексике, Аргентине, Гватемале.

Непосредственно из методистской среды вышла Армия спасения. Эта организация была создана в 1878 г. в результате преобразования Христианской миссии, основанной в 1865 г. евреем по происхождению Уильямом Бутсом и осуществлявшей благотворительную деятельность в Лондоне. Филантропическая работа наряду с проповедью Евангелия и сейчас является важнейшей функцией Армии спасения, которая придает моральной стороне христианства решающую роль.

Единственным источником веры последователи Армии спасения - сальвационисты - считают Библию. Они, как и большинство методистов, признают наличие у человека свободной воли. Сальвационисты также верят в возможность достижения человеком святости еще при жизни. Основные положения вероучения Армии спасения содержатся в опубликованном в 1878 г. Деле об основах, где, в частности, сказано, что главной целью этой организации является приведение людей к правильному отношению с Богом.

Армия спасения построена на военный лад, в ней поддерживается строгая дисциплина, во время богослужений играет оркестр. Сальвационисты отказались от всех принятых в христианстве таинств и обрядов. Вместо них были введены свои особые ритуалы, например церемония зачисления в солдаты (то есть прием в церковь) и церемония посвящения детей, сопоставимая с крещением.

Армия спасения представляет собой жестко централизованную организацию. Во главе ее стоит генерал (первым был У.Бутс), ему подчинены офицеры, выполняющие функции священнослужителей. Офицерами могут быть и женщины. Сальвационисты носят форму, похожую на военную.

Армия спасения - международная организация. Она подразделяется на "территории", каждая из которых охватывает одну и или несколько стран. "Территории", в свою очередь, состоят из регионов и дивизионов.

Еще одна из протестантских конфессиональных групп - плимутские братья - была создана в 1826 г. в Дублине бывшим англиканским священником Джоном Нелсоном Дарби. Первая же конгрегация сторонников этой группы была организована в 1831 г. в английском городе Плимуте, откуда и происходит ее название. Правда, сами приверженцы конфессиональной группы это название не употребляют, предпочитая называть себя христианскими братьями или просто братьями.

Плимутские братья считают своей основной целью возврат к принципам раннего христианства, простоте жизни и культу апостольских времен.

Их вероучение сочетает в себе элементы кальвинизма и пиетизма(7). В нем, кроме того, значительное место занимает концепция диспенсационализма. Согласно ей, вся история человечества делится на периоды (диспенсации), в каждый из которых люди заключали с Богом договоры, а затем их нарушали, из-за чего приходилось заключать новые договоры. Плимутские братья также верят во второе пришествие Иисуса Христа до наступления Его тысячелетнего царства. В отличие от некоторых других протестантов плимутские братья не допускают критического анализа Библии. Принимая кальвинистскую доктрину предопределения, они считают, что признаком предопределения человека к спасению является его истинная вера в Бога.

Таинств плимутские братья не признают. Основными же их обрядами являются крещение, совершаемое путем погружения в воду, и хлебопреломление, для которого используются обычная буханка хлеба и вино или виноградный сок. Эти обряды могут совершаться любым верующим. Духовенства у плимутских братьев нет. Плимутским братьям разрешается заниматься только теми видами деятельности, которые сравнимы с занятиями людей новозаветного времени. Они не должны употреблять спиртные напитки, не одобряются также занятия спортом и азартные игры.

Единая прежде деноминация сейчас распадается на две основные ветви: плимутские братья (открытые) и плимутские братья (замкнутые). Эти ветви появились в результате раскола, происшедшего в 1848 г. Группа, оставшаяся верной Джону Нелсону Дарби, образовала ветвь плимутских братьев (замкнутых). Перешедшие же в оппозицию к Дж.Н.Дарби основали новую деноминацию плимутских братьев (открытых). Сторонники ее считают, что молитвенные собрания должны быть открытыми, за что и получили свое название. В целом же две указанные ветви близки между собой. Плимутские братья (открытые) позже раскололись на ряд отдельных групп. Генетически связана с плимутскими братьями (открытыми) возникшая в России в 70-х годах XIX в. деноминация евангельских христиан, позже объединившаяся с баптистами.

Сходное название - братья - имеет и другая конфессиональная группа (ее сторонников называют также данкерами, тункерами или немецкими баптистами), возникшая в 1708 г. в Германии, в Пфальце, в реформатской среде и возглавленная Александром Маком.

Данкеры выступили против огосударствления церкви, секретных обществ, клятвенных заверений (в том числе присяги), судебных тяжб, мирской одежды. Они резко осуждают любое насилие и являются убежденными пацифистами.

Крестятся данкеры во взрослом возрасте путем троекратного полного погружения лицом вперед, откуда и происходит само их название. Из обрядов, помимо крещения, ими практикуются причащение, омовение ног, братский поцелуй, помазание больных маслом и возложение рук для христианского служения.

За свою антигосударственную позицию данкеры подвергались преследованиям властей, что заставило их эмигрировать в Нидерланды, а оттуда в США.

Дискуссии по вопросам образования, оплаты труда священников, создания руководящих церковных органов и одежды верующих привели к разделению данкеров на три основные группы: ультраконсерваторов, умеренных консерваторов и прогрессистов.

Пацифизм свойствен и квакерам - одной из протестантских деноминаций, относящихся к радикальному крылу английского пуританства. Официальное название этой конфессии, принятое с конца XVIII в., - Религиозное общество друзей. Конфессия была основана в 1652 г. (по другим данным - в 1648 г.) жителем северной Англии сыном ткача Джорджем Фоксом.

У квакеров нет жесткого, строго зафиксированного вероучения, вследствие чего сторонники этой конфессии могут придерживаться сильно различающихся взглядов по догматическим вопросам, в частности таким, как доктрины о триединстве Бога и о природе Иисуса Христа. Весьма характерной чертой учения квакеров является их вера в возможность непосредственного общения с Божественным Духом в результате внутреннего озарения человека. По представлениям квакеров, Божественное откровение не ограничивается Библией, а продолжается в постоянном общении верующих с Богом, причем это общение они считают не менее важным, чем Священное Писание. Основные религиозные воззрения квакеров изложены в опубликованном в 1676 г. сочинении одного из их духовных руководителей Роберта Барклая - "Апология истинного христианского богословия".

Квакеры отвергли не только таинства, но и многие религиозные обряды. Они отказались также от рукоположенных священников, и проповедовать у них может любой человек (как мужчина, так и женщина), на которых снизойдет озарение. Иногда молитвенные собрания квакеров проходят в полном молчании (если никто не ощутит внутреннего озарения для проповеди). Собираются верующие в обычных комнатах.

Квакеры считают, что учение Христа должно быть приложено ко всем сторонам жизни человека, и поэтому являются убежденными пацифистами. Раньше они категорически отказывались от прохождения военной службы, теперь же верующим разрешено самим решать вопрос о службе в вооруженных силах. Квакеры не должны давать клятвы, им предписывается носить лишь простую одежду (в настоящее время это требование несколько смягчено), просто держать себя и просто говорить.

Самая крупная квакерская организация - Объединенное собрание друзей. Центр ее находится в США в г.Ричмонде (штат Индиана). По своим позициям к ней близко действующее в Англии Религиозное общество друзей (с центром в Лондоне).

Как уже отмечалось, существуют протестантские по духу деноминации, возникшие, однако, еще до Реформации. К таким дореформационным протестантским деноминациям принадлежат, в частности, моравские братья (Моравская церковь). Время возникновения деноминации относят к 1457 г. Ее создали последователи Яна Гуса, вдохновленные новаторскими идеями другого церковного реформатора Петра Хельчицкого, решительно выступившего против власти римского папы и католической обрядности. На первых порах эта конфессиональная группа называлась богемскими братьями, но после разгрома во время контрреформации значительная часть их переселилась в Моравию. Долгое время это религиозное объединение действовало в условиях глубокого подполья. В 1722 г. из-за преследований со стороны властей богемские братья мигрировали в Саксонию, где сочувствовавший им немецкий пиетист граф Николаус Людвиг Цинцендорф предоставил им для поселения свои земли. Переселенцами был основали город Гернгут (что означает "Владение Господне"). В Саксонии эта конфессиональная группа стала называться моравскими братьями или гернгутерами. Под влиянием Цинцендорфа в вероучении церкви появились сильные пиетистские элементы.

В настоящее время вероучением моравских братьев считается лютеранское Аугсбургское исповедание, принятое ими, правда, с определенными оговорками, так моравские братья всегда с недоверием относились к любым доктринам.

Как и лютеране, моравские братья считают Священное Писание единственным источником веры. Они признают таинства крещения и причащения.

В богослужении в Моравской церкви сочетаются упрощенный вариант литургии со свободной импровизированной молитвой.

Эта конфессиональная группа далеко не всегда создает свои самостоятельные церкви и часто предпочитает быть церковью внутри церкви (обычно в составе лютеранской церкви).

Моравские братья имеют духовенство трех степеней: епископов, пресвитеров (священников) и диаконов. В отличие от лютеран священники у моравских братьев не носят священных облачений и лишь для совершения причащения надевают белый стихарь(8).

В церковном устройстве сочетаются епископальная и пресвитерианскя формы. Церковь делится на четыре так называемые домашние провинции: Европейскую, Британскую, Северо-Американскую и Южно-Американскую. Существуют также миссионерские провинции, постепенно переходящие к автономии. Внутренние же церковные дела решаются самостоятельно каждой церковной общиной в русле политики, проводимой провинцией.

Другая дореформационная протестантская конфессия - вальденсы - возникла еще раньше, чем Моравская церковь. Она была основана в 1173 г. (по другим данным в 1170 г.) богатым лионским торговцем Пьером Вальдом(9). Призвав, следуя Христу, жить в бедности и осудив богатство и распущенность католического духовенства, Пьер Вальд отказался от всего своего имущества и стал нищенствующим проповедником. Вплоть до эпохи Реформации вальденсы формально не порывали с католической церковью. Тем не менее в их вероучении было много идей, с которыми в XVI в. выступили протестанты. На протяжении многих веков вальденсы подвергались жестоким гонениям, что заставило их поселиться в труднодоступных районах на границе современных Италии и Франции.

На вероучение вальденсов после 1532 г. (именно в этом году вальденсы окончательно порвали с Римско-католической церковью и превратились в самостоятельную церковную организацию) сильное влияние оказал кальвинизм. Вальденское вероучение целиком основывается на Священном Писании. Вальденсы не верят в существование чистилища. Они сохранили лишь два таинства: крещение и причащение, хотя и не верят в истинное присутствие тела и крови Христа в элементах причастия. Вальденсы не поклоняются Богородице, хотя и почитают ее, не обращаются к святым с просьбой о заступничестве перед Богом, не молятся за умерших. Они отказались от культа святых мощей.

Сохранили вальденсы и некоторые черты, отличающие их от более поздних протестантов. В частности, они не разделяют распространенную в протестантизме доктрину оправдания одной верой. Приняв догмат о предопределении, они тем не менее считают, что для спасения необходимо совершение добрых дел. Вальденсы отказались от клятв, запрещают любые убийства (в том числе на войне или совершаемые по судебному приговору), отрицают целесообразность праздников.

Богослужение у вальденсов состоит из чтения отрывков из Библии, молитвы Господней (Отче Наш) и проповеди. В их церквах отсутствуют священные изображения.

У вальденсов имеется духовенство трех степеней: епископы, пресвитеры, диаконы, и все они могут вступать в брак. Епископы избираются, причем в голосовании участвует духовенство всех трех степеней.

Высшим церковным органом у вальденсов является ежегодно созываемый генеральный синод, избирающий на семилетний срок модератора (председателя на официальных церковных собраниях).

По национальной принадлежности большинство вальденсов относятся к особой этноконфессиональной группе итальянцев(10).

В XIX и ХХ вв. в некоторых странах мира были созданы так называемые объединенные протестантские церкви, в состав которых вошли представители ряда протестантских конфессий, порой заметно отличающихся друг от друга по вероучению.

Наметившиеся тенденции к объединению разных протестантских конфессий, придерживавшихся различных церковных традиций, были ранее всего реализованы в Германии, где в 1810 г. в независимом в те годы ганзейском городе Бремене местные лютеране и реформаты образовали объединенную Бременскую евангелическую церковь. В 1817 г. в осуществление специального декрета короля Пруссии произошло слияние лютеранских и реформатских церковных организаций прусских провинций, и была создана Евангелическая церковь в землях Прусского королевства (позже она несколько раз переименовывалась и с 1953 г. стала называться Евангелической церковью союза). В единые церкви объединились лютеране и реформаты и некоторых других германских государств. В 1945 г. было образовано, а с 1948 г. начало реально действовать другое, еще более широкое церковное формирование - Евангелическая церковь в Германии. Она охватывает подавляющее большинство территориальных церквей страны: объединенных, лютеранских и реформатских.

В 1877 г. была образована Объединенная церковь Христа в Японии, в которую вошли различные кальвинистские церкви этой страны.

В 1901 - 1908 гг. объединились пресвитериане, реформаты и когрегационалисты в Южной Индии, к которым в 1947 г. присоединились методисты и англикане, создав Церковь Южной Индии.

Несколько позже, с 1924 г. начали объединяться и протестанты Северной Индии. Вначале это были пресвитериане и конгрегационалисты, в 1929 г. к ним примкнули сторонники 11 мелких протестантских церковных организаций, а в 1970 г. англикане, баптисты, методисты, данкеры и ученики Христа. В результате была образована Церковь Северной Индии.

В 1970 г. была создана Церковь Пакистана, в которой объединились англикане, большинство методистов и лютеран и часть пресвитериан.

В результате происшедших на Филиппинах в 1929 г. и 1948 г. слияний протестантских церковных организаций была организована Объединенная церковь Христа, в которую вошли бывшие пресвитериане, конгрегационалисты, ученики Христа и перфекционисты.

Объединительный процесс затронул и американские церкви. В 1925 г. канадские методисты, конгрегационалисты и около 2/3 пресвитериан создали Объединенную церковь Канады, ставшую самой крупной протестантской организацией страны.

В США в 1934 г. произошло объединение реформатов с небольшой группой лютеран, а в 1957 г. к ним присоединились и конгрегационалисты, образовав Объединенную церковь Христа.

В 1977 г. 90 % австралийских методистов и конгрегационалистов, а также 70 % австралийских пресвитериан создали Объединяющуюся церковь в Австралии. Объединительные процессы затронули и некоторые страны Океании.

Произошло объединение многих церковных организаций также в некоторых странах Африки (в Нигерии, Замбии, на Мадагаскаре и т.д.).

От объединенных протестантских церквей отличаются так называемые межденоминационнные, или межвероисповедные, церкви. Это церковные организации, которые в противоположность объединенным церквам с самого начала не были связаны с какой-либо конкретной протестантской деноминацией. Межденоминационный характер особенно часто носили основывавшиеся миссионерские общества, и самостоятельные церкви, которые впоследствии отпочковывались от таких обществ, тоже приобретали межденоминационный статус. Некоторые из таких межденоминационных церквей весьма влиятельны.

Иногда выделяют еще безденоминационные протестантские группы. Это нецерковные, а иногда и антицерковные организации, которые отказываются называть себя церквами или деноминациями и не считают себя связанными с какими-либо церквами или деноминациями.

Маргинальные протестанты. Маргинальным протестантизмом многие религиоведы обозначают разные религиозные течения, конфессии, церкви, секты и культы, которые вышли из недр протестантизма, но по своей догматике достаточно далеко отошли от основных доктринальных положений протестантизма и христианства в целом. Эти группы иногда также называют парахристианскими или квазихристианскими.

Маргинальные протестанты либо дополняют Библию собственными источниками "Божественного откровения", либо вообще отвергают ее, заменяя своими писаниями.

Догматика всех этих групп включает (в том или ином соотношении) как некоторые христианские доктрины, так и положения, не совместимые с христианством (например, неприятие Божественной Троицы, а иногда и многобожие).

Называя себя в большинстве случаев христианами, маргинальные протестанты в то же время не полностью идентифицируют свои конфессии с христианством. (!)

К маргинальному протестантизму относятся многие течения и деноминации, из которых я здесь рассмотрю свидетелей Иеговы, мормонов, Христианскую науку, унитариев, сведенборгианцев, британских израилитов и так называемую Церковь объединения. (См. второе продолжение статьи).


7. Пиетизмом называют течение в протестантизме, последователи которого делали акцент на благочестии и глубине веры, не придавая особого значения церковным обрядам.
8. Стихарь - длинная одежда с широкими рукавами.
9. Сами вальденсы, а также некоторые протестантские историки религии называют более раннее время возникновения этой конфессии, однако их версии носят полулегендарный характер.
10. В быту вальденсы используют один из диалектов франко-провансальского языка.

02.08.2005
Используются технологии uCoz