(10).
В XIX и ХХ вв. в некоторых странах мира были созданы так называемые объединенные протестантские церкви, в состав которых вошли представители ряда протестантских конфессий, порой заметно отличающихся друг от друга по вероучению.
Наметившиеся тенденции к объединению разных протестантских конфессий, придерживавшихся различных церковных традиций, были ранее всего реализованы в Германии, где в 1810 г. в независимом в те годы ганзейском городе Бремене местные лютеране и реформаты образовали объединенную Бременскую евангелическую церковь. В 1817 г. в осуществление специального декрета короля Пруссии произошло слияние лютеранских и реформатских церковных организаций прусских провинций, и была создана Евангелическая церковь в землях Прусского королевства (позже она несколько раз переименовывалась и с 1953 г. стала называться Евангелической церковью союза). В единые церкви объединились лютеране и реформаты и некоторых других германских государств. В 1945 г. было образовано, а с 1948 г. начало реально действовать другое, еще более широкое церковное формирование - Евангелическая церковь в Германии. Она охватывает подавляющее большинство территориальных церквей страны: объединенных, лютеранских и реформатских.
В 1877 г. была образована Объединенная церковь Христа в Японии, в которую вошли различные кальвинистские церкви этой страны.
В 1901 - 1908 гг. объединились пресвитериане, реформаты и когрегационалисты в Южной Индии, к которым в 1947 г. присоединились методисты и англикане, создав Церковь Южной Индии.
Несколько позже, с 1924 г. начали объединяться и протестанты Северной Индии. Вначале это были пресвитериане и конгрегационалисты, в 1929 г. к ним примкнули сторонники 11 мелких протестантских церковных организаций, а в 1970 г. англикане, баптисты, методисты, данкеры и ученики Христа. В результате была образована Церковь Северной Индии.
В 1970 г. была создана Церковь Пакистана, в которой объединились англикане, большинство методистов и лютеран и часть пресвитериан.
В результате происшедших на Филиппинах в 1929 г. и 1948 г. слияний протестантских церковных организаций была организована Объединенная церковь Христа, в которую вошли бывшие пресвитериане, конгрегационалисты, ученики Христа и перфекционисты.
Объединительный процесс затронул и американские церкви. В 1925 г. канадские методисты, конгрегационалисты и около 2/3 пресвитериан создали Объединенную церковь Канады, ставшую самой крупной протестантской организацией страны.
В США в 1934 г. произошло объединение реформатов с небольшой группой лютеран, а в 1957 г. к ним присоединились и конгрегационалисты, образовав Объединенную церковь Христа.
В 1977 г. 90 % австралийских методистов и конгрегационалистов, а также 70 % австралийских пресвитериан создали Объединяющуюся церковь в Австралии. Объединительные процессы затронули и некоторые страны Океании.
Произошло объединение многих церковных организаций также в некоторых странах Африки (в Нигерии, Замбии, на Мадагаскаре и т.д.).
От объединенных протестантских церквей отличаются так называемые межденоминационнные, или межвероисповедные, церкви. Это церковные организации, которые в противоположность объединенным церквам с самого начала не были связаны с какой-либо конкретной протестантской деноминацией. Межденоминационный характер особенно часто носили основывавшиеся миссионерские общества, и самостоятельные церкви, которые впоследствии отпочковывались от таких обществ, тоже приобретали межденоминационный статус. Некоторые из таких межденоминационных церквей весьма влиятельны.
Иногда выделяют еще безденоминационные протестантские группы. Это нецерковные, а иногда и антицерковные организации, которые отказываются называть себя церквами или деноминациями и не считают себя связанными с какими-либо церквами или деноминациями.
Маргинальные протестанты. Маргинальным протестантизмом многие религиоведы обозначают разные религиозные течения, конфессии, церкви, секты и культы, которые вышли из недр протестантизма, но по своей догматике достаточно далеко отошли от основных доктринальных положений протестантизма и христианства в целом. Эти группы иногда также называют парахристианскими или квазихристианскими.
Маргинальные протестанты либо дополняют Библию собственными источниками "Божественного откровения", либо вообще отвергают ее, заменяя своими писаниями.
Догматика всех этих групп включает (в том или ином соотношении) как некоторые христианские доктрины, так и положения, не совместимые с христианством (например, неприятие Божественной Троицы, а иногда и многобожие).
Называя себя в большинстве случаев христианами, маргинальные протестанты в то же время не полностью идентифицируют свои конфессии с христианством. (!)
К маргинальному протестантизму относятся многие течения и деноминации, из которых я здесь рассмотрю свидетелей Иеговы, мормонов, Христианскую науку, унитариев, сведенборгианцев, британских израилитов и так называемую Церковь объединения. (См. второе продолжение статьи).
7.
Пиетизмом называют течение в протестантизме, последователи которого делали акцент на благочестии и глубине веры, не придавая особого значения церковным обрядам.