Иранская мифология Древнеиранские религии (зороастризм, зерванизм, манихейство и др.) оказали значительное влияние на разработку философский воззрений античного мира и на возникновение эсхатологических учений в христианстве и исламе.
Маздеизм (от имени верховного божества Ахурамазды) - распространенное название ряда древнеиранских религий с первых веков 1-го тысячелетия до н.э. на территории Западного Ирана, Афганистана, Средней Азии (зороастризм, религия Ахеменидов и др.). Ахурамазда - верховный бог в ряде древних и раннесредневековых иранских религий Передней и Средней Азии (а также в древнеармянском пантеоне, некоторых эллинистических синкретических культах и пр.), в настоящее время у парсов и гебров. В древнеперсидской религии величайший (но не единый) бог Ахурамазда — создатель неба, земли, человека, а также покровитель царя, гарант государственного правопорядка. В "Гатах" Заратуштры Ахурамазда — единый бог с функциями основных старых богов, в Младшей "Авесте" — глава нового пантеона богов. С развитием дуалистических представлений о борьбе извечных начал добра и зла Ахурамазда ассоциировался с добрым началом в противоположность Анхра-Майнью. Современные зороастрийцы — парсы признают лишь единого благого бога Ахурамазду (Ормазда), а Анхра-Майнью (Ахриман) понимается по существу лишь как символ дурных тенденций в человеке. Анхра-Майнью (в Авесте — Ангро-Майнью, др.-иран. Ахраманью — злой или враждебный дух, среднеперсидский Ахриман, у греческих авторов — Ареиманиос, Ариман, Ахриман и др.) - в древнеиранских дуалистических религиях, в зороастризме, у парсов — глава злых божеств и олицетворение злого начала, антагонист Ахурамазды и святого духа Спента-майнью, творец всего дурного (смерти, болезни, зимы, иссушающего зноя, вредных и хищных животных и т.д.). Амеша Спента ("бессмертные святые"), Амшаспанд (среднеиран.) - в иранской мифологии шесть или семь божеств, ближайшее окружение Ахурамазды. Ранние тексты изображают их существами нейтрального рода, другие ("Ясна" 21, 1-2 и 39, 3) - мужского и женского, третьи ("Ясна" 51, 22) - только мужского. В период раннего средневековья Амеша Спента часто воспринимались как единый персонаж. Многие исследователи, отрицая самостоятельность каждого из Амеша Спента, склонны были видеть в них аспекты, аллегории благих качеств Ахурамазды, его эманации. Однако имена пяти Амеша Спента имеют точные соответствия в ведической мифологии, что указывает на индоиранские истоки их образов как самостоятельных божеств, а совокупность в целом повторяет древнюю индоиранскую и индоевропейскую схему семибожного пантеона.
Амеша Спента Заратуштра, зороастризм Зерван, зерванизм Манихейство Митра, митраизм "Авеста" Боги иранской мифологии Хаома 25.01.2005
|