Заратуштра (иранское, греч. передача имени - Зороастр) - пророк и реформатор древнеиранской религии, получившей название зороастризма. В современной науке считается установленным, что Заратуштра - реальное историческое лицо, которому принадлежит составление Гат - древнейшей части "Авесты". Время жизни Заратуштры предположительно относят к периоду между 10-6 вв. до н.э. Где и когда действовал Заратуштра, определенно не установлено; полагают, что Заратуштра проповедовал свое учение в некоторых областях Восточного Ирана, Средней Азии или Афганистана. Согласно "Гатам", начав проповедовать новое учение, Заратуштра не имел успеха на родине и был вынужден бежать (по пехлевийским источникам), преследуемый местным правителем чародеем Дурашравой; нашел покровительство при дворе кави (царька) Виштаспы (вероятно, правил в Дрангиане), который со своими приближенными принял новую религию и способствовал ее распространению. В "Младшей Авесте" Заратуштра - уже мифическое лицо, полубог. Согласно "Ясне", Заратуштра - сын Пурушаспы, четвертого человека, выдержавшего сок хаомы; по другим версиям, он происходит из рода Спитама.

В поздних сочинениях "Денкарт" (VII 1, 14) и "Затспрам" (VI 14) образ Заратуштры полностью мифологизирован: Ахурамазда создал его духовную сущность (фраваши) в начале бытия и поместил ее в ствол древа жизни хаомы, а через шесть тысяч лет Заратуштра был призван способствовать победе добра на земле, получил телесное воплощение и "был озарен неземным светом истины".

По пехлевийскому сочинению "Датистан-и-Диник", пророк Заратуштра был убит Тур-и-Братарвахшем, одним из врагов, преследовавших его всю жизнь.

Зороастризм - религия, распространенная в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде других стран Ближнего и Среднего Востока, а в настоящее время у парсов в Индии и гебров в Иране. Названа по имени пророка Зороастра (иранский Заратуштра, до середины 6 в. до н.э.).

Священный канон зороастризма - "Авеста". Для зороастризма характерны: монотеистическая тенденция, выраженная в вере в верховного, или единого, бога Ахурамазда, по имени которого зороастризм называют маздеизмом, и дуализм, противопоставляющий два вечных начала - добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса. К силам зла в зороастризме принадлежат дайвы (позже дэвы - "демоны") - натуралистические боги индоиранской религии (остались богами в Индии и у части Иранских племен), отличные от асур ("владыка", Иранское ахура), богов с особой властью морального порядка.

Главную роль в ритуале зороастризма играет огонь, рассматривающийся как воплощение божественной справедливости, арты. Во главе сил добра в зороастризме стоят Ахурамазда (позже Ормазд) и его дух Спента-Майнъю (Святой дух), во главе сил зла - враждебный дух-разрушитель Анхра-Майнью (позже Ахриман), в дальнейшем как злой бог - прямой соперник Ахурамазды.

По "Младшей Авесте", Заратуштра просил содействия в насаждении новой веры (зороастризма) у божеств древнеиранского пантеона Адвисуры Анахиты, Хаомы, Митры и Веретрагны, но собственно "Гаты" не содержат их упоминаний.

Маздеизм развивался в эпоху возникновения государственных образований и боролся с культом дайвов, связанным со старым жречеством и родоплеменной знатью. Согласно зороастризму, цель мирового процесса, победа добра над злом достигается развитием событий в этом мире, причем особая роль принадлежит человеку, обладающему свободой выбора (эта концепция обоснована уже в Гатах, древнейшей части Авесты): он может встать на любую сторону в борьбе добра и зла, но совместное коллективное усилие приверженцев истинной веры приведет к конечной победе сил добра. Обязанностью человека по отношению к доброму началу, как и средством индивидуального спасения, являются не столько обряды и молитвы, сколько образ жизни, предписанный зороастризмом; основные орудия в борьбе со злом - "добрая мысль", "доброе слово", "доброе дело". Особое значение придается умножению благого материального бытия (от разведения скота и земледелия до капиталистического предпринимательства у современных парсов) и произведению потомства, умножающему воинство доброго начала. Зороастризму всегда был чужд аскетизм.

Зороастрийские жрецы создали сложное эсхатологическое учение, согласно которому мировая история длится 12 тыс. лет. Первые 3 тыс. лет были золотым веком - тогда не было ни холода, ни жары, ни болезней, ни смерти, ни старости. Земля изобиловала скотом. Это был период господства Ахурамазды. Но затем золотой век кончился, и Анхра-Майнью породил голод, болезни и смерть. Однако в мир явится спаситель (саошьянт) из рода Заратуштры, и в конечном счете добро восторжествует над злом, возникнет идеальное царство, где будет безраздельно, и на небе и на земле, владычествовать Ахурамазда. Солнце будет сиять вечно, и зло сгинет навсегда.

Зороастризм окончательно оформился как государственная религия при Сасанидах. После арабских завоеваний зороастризм еще 3-4 века играл значительную роль в Иране и соседних странах; тогда же были написаны многие произведения литературы зороастризма на среднеперсидском языке, в том числе обширная энциклопедия зороастризма - Денкарт (9 в.). С дальнейшим распространением ислама многие последователи зороастризма эмигрировали в Индию, их потомки - парсы.

В эпоху соперничества с христианством и затем исламом в зороастризме отмечается стремление принизить значение злого духа; парсы признают, по существу, лишь бога Ормазда, а Ахриман мыслится в основном как символ дурных тенденций в человеке.

25.01.2005
Используются технологии uCoz