Протестантизм

Протестантизм (от лат. protestans, родительный падеж protestantis - публично доказывающий) - одно из основных направлений христианства, возникшее гораздо позже других - в первой половине ХVI в., когда во многих странах Европы в ходе развернувшегося движения Реформации был отвергнут ряд важнейших доктринальных, культовых и организационных установок католицизма и самостоятельно сложился ряд течений, которые стали собирательно называть протестантизмом. Однако, хотя большинство протестантских течений появилось именно в период Реформации, антикатолические движения протестантского типа возникали и в более ранние исторические периоды, причем некоторые конфессии, генетически связанные с этими движениями (вальденсы, моравские братья), сохранились до наших дней. Их можно назвать дореформационными протестантскими конфессиями.

Таким образом, протестантизм появился не как единая конфессия, а как совокупность течений, порой существенно отличающихся друг от друга, но имеющих ряд общих черт. Прежде всего, протестантизм признает верховенство Библии как фундамента веры. Что же касается Священного Предания (постановлений вселенских соборов и учения Отцов церкви), то подавляющее большинство протестантов его не признают, а признающие отводят Священному Преданию второстепенную по сравнению со Священным Писанием роль. Одной из важнейших черт протестантизма, противопоставляющих его католицизму и православию, является то, что в нем основным условием спасения считается личная вера в Бога, а не помощь священников и добрые дела во имя церкви. Причем многие протестанты считают, что посмертная судьба человека заранее предопределена Богом, хотя некоторые протестантские конфессии смягчают веру в предопределение, а другие даже допускают наличие у человека свободной воли. Протестанты не верят в заступничество святых перед Богом, отказались они и от характерной для католиков веры в чистилище. Во многих протестантских конфессиях существует положение о всеобщем священстве верующих, согласно которому каждый христианин в принципе может рассматриваться как священник. Поэтому в большинстве протестантских конфессий нет резких различий между пастором и мирянами, и различия эти носят не духовный, а только функциональный характер. В связи с таким пониманием священства каждый верующий как бы получает право личной трактовки положений, содержащихся в Библии.

Таинства рассматриваются большинством протестантов как видимое слово Божие и ставятся в один ряд с другими формами Божьей милости: познанием Священного Писания, проповедью, беседами с пастором. Основная часть протестантских конфессий признают лишь два таинства: крещение и Вечерю Господню (причащение), так как только об этих таинствах сказано в Новом Завете, что их установил сам Иисус Христос. Различные течения протестантизма по-разному трактуют таинство причащения, но все они не признают его бескровной жертвой и не верят в пресуществление элементов причасти (хлеба и вина) в тело и кровь Христовы. Однако большинство протестантов все же верят, что Иисус Христос присутствует в церкви во время причащения.

Богослужебная практика сильно различается в различных протестантских деноминациях, но в целом, как уже отмечалось, культ в протестантизме сильно упрощен. В богослужении все протестанты ставят на первое место проповедь и чтение Библии. Некоторые протестантские конфессии (например, квакеры и Армия спасения) вообще отказались от какой либо обрядности.

Протестанты отвергли власть в церкви какого-либо первосвященника (и прежде всего римского папы, против власти которого была в частности направлена Реформация), а во многих деноминациях - и епископскую власть. Даже в тех протестантских церквах, где существует епископат, епископ в большинстве случаев не особый верховный священнический чин, а лишь высшая церковно-административная должность.

Церковное устройство в различных протестантских церквах неодинаково, и можно выделить три основные его формы. Одна из них - епископальная, когда группа церковных общин в пределах определенной территории управляется епископом, другая - пресвитерианская, когда ряд соседних церковных общин образуют пресвитерию, которая имеет право определенного контроля над этими общинами, и , наконец, третья - конгрегациональная, при которой каждая церковная община фактически независима. Несмотря на различия в церковном устройстве, большинство современных протестантских конфессий имеют какие-либо объединения на национальном уровне.

Принятый протестантами принцип личного суждения в интерпретации Библии привел к тому, что возникшие в период Реформации протестантские направления стали дробиться, из них выделялись дочерние течения, появлялись новые протестантские деноминации. В настоящее время помимо четырех основных направлений протестантизма, возникших в XVI в.: англиканства, лютеранства, кальвинизма (имеющего три течения: реформатство, пресвитерианство и конгрегационализм) и меннонитства, значительное число последователей имеют и такие протестантские деноминации, как методизм, перфекционизм, пятидесятничество, баптизм, адвентизм, реставрационизм. Отдельные течения образуют также Армия спасения, плимутские братья, братья (данкеры), квакеры, моравские братья, вальденсы. Особое явление в современном протестантизме представляют объединенные церкви, появившиеся в результате слияния нескольких церковных организаций, относившихся к разным течениям протестантизма. Кроме того, существуют деноминации так называемого маргинального протестантизма, сильно отдалившиеся не только от других протестантских течений, но и от христианства вообще.

Одним из течений протестантизма обычно считают англиканство. Впрочем, часть религиоведов рассматривает англиканство как самостоятельное направление христианской религии.

Временем зарождения англиканства можно назвать 1534 г., когда король Англии Генрих VIII подписал Акт о супрематии, в котором король провозглашался главой церкви (вместо римского папы). Это означало отделение Церкви Англии от Римско-католической церкви, но еще не отказ от католического вероучения и обрядности. Формирование собственной догматики и культовой практики англиканства шло очень постепенно и в основном завершилось принятием в 1562 г. при Елизавете I "39 статей", которые до сих пор остаются догматической основой англиканского вероучения.

В целом "39 статей" можно охарактеризовать как своего рода компромисс между прокальвинистскими и прокатолическими силами в Англии. Англиканство по своей догматике, культу и церковному устройству стоит ближе к католицизму, чем любое другое протестантское течение. Хотя основным авторитетом для англикан является Священное Писание, Священное Предание ими полностью не отвергается. В частности они признают постановления первых четырех вселенских соборов: Никейского (325 г.), Константинопольского (381 г.), Эфесского (431 г.) и Халкидонского (451 г.). Три исторических христианских символа веры англиканами тоже признаются, поскольку все их содержание может быть подтверждено словами из Священного Писания. Несмотря на свое стремление опираться только на догматы раннего христианства, англикане не отказались от католического положения об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (филиокве), принятого западными христианами только в VI в. От католического же учения о сверхдолжных заслугах святых англиканская церковь отказалась. Англикане отвергли также почитание святых мощей и икон. Нет у них и института монашества. Что же касается церковной иерархии, то она в англиканстве сохранена, не отвергается полностью и помощь духовенства в спасении людей (хотя главное значение все же придается личной вере).

О принятых в православии и католицизме семи таинствах в "39 статьях" говорится не очень определенно, однако в числе главных, установленных самим Иисусом Христом, называются два: крещение и Вечеря Господня (причащение). Отказавшись от католического положения о пресуществлении (чудесном превращении во время причастия хлеба и вина в тело и кровь Христовы), англикане тем не менее отвергли и представления некоторых протестантов об элементах причастия как только о символах тела и крови Иисуса Христа, заняв компромиссную позицию о реальном присутствии в причастии тела и крови Господа. Они считают, что хлеб и вино остаются неизменными после освящения, причастники получают вместе с ними тело и кровь Христовы.

Обрядность у англикан значительно упрощена по сравнению с католической, но все же она более торжественная, чем в других протестантских конфессиях. В качестве официального служебника у англикан выступает опубликованная в 1549 г. и несколько раз пересматривавшаяся "Книга общих молитв".Расплывчатость ее формулировок, касающихся обрядности, привела к тому, что полного единства в культовой практике у англикан нет. В англиканских церквах сохраняется какое-то подобие мессы, облачения священников достаточно нарядны. Богослужения проводятся на национальном языке.

Организационная структура англиканства напоминает католическую. Англиканские церкви имеют епископальное устройство. Церковная иерархия состоит из тех степеней священства: диаконы, священники, епископы. В отличие от католической церкви духовенство всех трех степеней не обязано соблюдать безбрачие. Англиканские церкви претендуют на апостольскую преемственность своего священства, хотя католики и православные считают, что преемственность рукоположения была у англикан нарушена.

Поскольку в "39 статьях" и "Книге общих молитв" многие положения сформулированы в очень обтекаемой форме(1), в англиканстве возникли разные течения, отличающиеся друг от друга толкованием отдельных положений, касающихся догматики и культа(2). В настоящее время их пять: англо-католики, так называемые высокая, низкая и широкая церкви и евангелическое течение.

Англо-католики мало отличаются от Римско-католической церкви по вероучению и обрядности. Они довольно большое значение придают Священному Преданию, считают, что духовенство может оказать существенную помощь в спасении, верят в существование какого-то подобия чистилища. Верующие должны исповедоваться в своих грехах священнику. От духовенства в этом течении требуется соблюдения целибата. Англо-католики придают большое значение ритуалу, во время богослужений используются ладан и святая вода, духовенство облачается в нарядные одеяния.

Высокая церковь сходна с течением англо-католиков, отличаясь от него в основном некоторым упрощением обрядности. Кроме того, высокая церковь признает королевскую власть Божественной (англо-католики - нет). Сторонники высокой церкви придерживаются представления, что англиканская церковь является одной из трех ветвей католицизма (двумя другими они считают римский католицизм и православие).

Низкая церковь не признает Священного Предания, и ее сторонники считают, что спасение человека достигается только глубокой личной верой. Эта церковь отрицает существование чистилища. Обрядность в низкой церкви церкви еще более простая, чем в высокой церкви.

Широкая церковь стремится объединить все течения, в ней допускается критический подход к толкованию Библии, подвергается сомнению ее богодухновенность.

Евангелическое течение (вышло из недр низкой церкви) выделяется среди других предельным упрощением обрядности. Его сторонники, в частности, выступают против установки на алтаре крестов и свечей. Не рекомендуются коленопреклонения во время богослужений.

Возникнув в Англии, англиканство в результате миграций и миссионерской деятельности распространилось и за ее пределами. Сейчас большие группы англикан имеются, кроме Великобритании и Северной Ирландии, в Австралии, Новой Зеландии, Канаде, США (там англиканская церковная организация называется Протестантской епископальной церковью), ЮАР, Уганде, Нигерии, Кении, Судане, Танзании, Руанде, и некоторых других африканских странах; англикане составляют значительную долю населения на многих Антильских островах, однако нигде, кроме Англии и некоторых небольших островов, англикане не образуют большинства населения.

В настоящее время в мире существуют 32 национальные англиканские церкви. Особое место среди них занимает Церковь Англии, давшая начало всем другим англиканским церквам. Она имеет статус государственной церковной организации в одной из составных частей Великобритании - Англии. В других частях Великобритании англиканские церкви (Церковь в Уэльсе, Епископальная церковь в Шотландии и Церковь Ирландии, действующая как на территории Северной Ирландии, так и в Ирландской Республике) не считаются государственными. Довольно значительное число сторонников имеют также следующие англиканские церкви: Англиканская церковь в Австралии, Протестантская епископальная церковь в США, распространившая свою деятельность на Пуэрто-Рико, Кубу и некоторые другие американские страны), Церковь провинции Нигерия, Церковь Уганды, Церковь провинции Южная Африка, которой, кроме англикан ЮАР, подчинены англикане еще нескольких стран Южной Африки, Церковь провинции Кения, Епископальная церковь Судана, Церковь провинции Танзания, Церковь провинции Руанда, Церковь провинции Центральная Африка (объединяет англикан Зимбабве, Малави, Замбии и Ботсваны), Церковь провинции Новая Зеландия (в нее, помимо англикан Новой Зеландии, входят их единоверцы в некоторых других океанийских странах), Англиканская церковь Папуа - Новой Гвинеи, Церковь провинции Меланезия (к ней относятся англикане Соломоновых Островов и ряда других стран Меланезии), Англиканская церковь Канады, Церковь провинции в Вест-Индии (в ее ведении находятся англикане Тринидада и Тобаго, Ямайки, Гайаны и ряда других стран Америки) и т.д. Все эти церкви полностью самостоятельны, хотя и поддерживают между собой контакты. С 1867 г. в Лондоне в Ламбетском дворце (лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского) проводятся так называемые Ламбетские конференции, в которых участвуют все англиканские церкви мира.

Другим основным течением протестантизма является лютеранство.

Это течение получило название по имени своего основателя Мартина Лютера. Датой возникновения лютеранства обычно считают 31 октября 1517 г., когда Мартин Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге, где он служил священником, доску с 95 тезисами, критикующими католицизм.

Это течение гораздо радикальнее, чем англиканство, порвало с католицизмом. Доктринальные положения лютеранства содержатся в так называемой Книге согласия. В нее входят три исторических христианских символа веры, Аугсбургское исповедание(3) и Апология Аугсбургского исповедания (1531 г.), Малый и Большой (для детей и взрослых) катехизисы Лютера (1529 г.), Шмалькальденские статьи(4) и Формула согласия (1577 г.)(5). Из всех этих документов особое значение придается Аугсбургскому исповеданию и Малому катехизису Лютера. Одним из важнейших догматов лютеранства является представление о возможности спасения человека только Божьей милостью через веру в Иисуса Христа. Лютеране, в отличие от англикан, без всяких оговорок отвергают помощь духовенства в спасении людей. Они не считают также, что спасение происходит в результате совершенных человеком добрых дел и рассматривают сами эти дела как плод веры. Лютеране рассматривают в качестве единственного источника веры Священное Писание и не признают Священного Предания. Символы веры и другие принятые традицией положения, по представлению лютеран, имеют лишь подчиненный характер. В лютеранском вероучении имеется доктрина о предопределении некоторых избранных людей к спасению, но в отличие от учения другого протестантского течения - кальвинизма - отсутствует положение о предопределении некоторых людей к вечным мукам в аду. Для лютеран характерен христоцентризм - определенное предпочтение сыну Божьему перед другими лицами Святой Троицы.

В лютеранстве безоговорочно оставлены только два таинства из семи - крещение и причащение (другие названия этого таинства - Вечеря Господня, Евхаристия, таинство алтаря). Крещение лютеране (как и католики) считают обязательным условием спасения. Чаще всего оно совершается у них путем окропления. Таинство причащения, по мнению лютеран, было установлено Иисусом Христом для укрепления веры и выражения союза верующего с Богом. Лютеране верят в истинное присутствие в используемых для причащения хлебе и вине тела и крови Христовых, но не признают католическую и православную доктрину пресуществления хлеба и вина. В одних лютеранских церквах причащение совершается только раз в году - в Великую Пятницу, в других - гораздо чаще. На исповедь лютеране не выработали единой точки зрения. Если в XVI в. она считалась в лютеранстве таинством, то теперь часть лютеран рассматривают ее просто как обряд.

Для лютеранства характерно отсутствие резкой грани между духовенством и мирянами, так как оно провозгласило священство всех верующих. Пасторы в лютеранских церквах избираются, но остаются в своем сане пожизненно. Рукоположение рассматривается как хороший обычай, но не считается обязательным. В результате большинство лютеранских церквей утратило апостольскую преемственность рукоположения.

Культовая практика в лютеранских церквах сильно упрощена по сравнению с католической. Центральное место в церковных службах отводится проповеди. Во время службы также поются гимны, читаются молитвы и отрывки из Библии. Богослужения проводятся на национальных языках.

Несмотря на значительное упрощение службы, лютеране сохранили некоторые элементы католической мессы. Во время богослужения возжигаются свечи, в некоторых лютеранских церквах используется ладан. Не признавая икон, лютеранство разрешает наличие в церквах настенной живописи на библейские темы. В церквах имеется алтарь, крест признается официальным церковным символом. Сохранены и священные облачения, хотя и более скромные, чем в англиканской и особенно в католической церквах.

В лютеранстве нет единой системы церковного устройства. В разных церквах этого течения протестантизма существуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы организации. Глава церкви может иметь титул епископа, генерального суперинтендента или президента. Делами церкви управляют синоды, состоящие как из священнослужителей, так и из мирян. Как правило, лютеранские церкви в различных государствах совершенно независимы (в некоторых странах существует по нескольку лютеранских церквей). В 1947 г. была образована Всемирная лютеранская федерация, которая однако не обладает управленческими функциями, а призвана способствовать единению лютеранских церквей, оказывать помощь нуждающимся церковным организациям, содействовать миссионерской работе.

Происходя из Германии, лютеранство распространилось и в других странах мира, тем не менее наибольшее число лютеран по-прежнему сосредоточено в Германии (около 35 % населения этого государства). Лютеране полностью доминируют в таких странах, как Дания, Швеция, Финляндия, Норвегия, Исландия. Их немало в Эстонии и Латвии. Есть лютеране и в России. В Азии наиболее крупные группы лютеран имеются в Индонезии и Индии. Значительное число последователей лютеранства есть в таких странах Америки, как США и Бразилия. В Африке много лютеран живет в Танзании, Эфиопии, Намибии, на Мадагаскаре, в ЮАР. Велико число лютеран также в Папуа-Новой Гвинее.

Крупнейшими лютеранскими церквами являются следующие: самая многочисленная лютеранская церковная организация мира - Объединенная евангелическо-лютеранская церковь Германии, Евангелическо-лютеранская церковь в Америке, Евангелическо-лютеранская народная церковь Дании, Финская евангелическо-лютеранская церковь, Шведская церковь, Норвежская церковь, объединяющая консервативных лютеран США Лютеранская церковь - Миссури Синод, действующая в Индонезии Батакская христианская протестантская церковь, Евангелическо-лютеранская церковь в Танзании, Объединенные евангелическо-лютеранские церкви в Индии, функционирующая в Эфиопии Евангелическая церковь Мекане Йесус. Из этих церквей датская, финская, шведская и норвежская имеют в своих странах статус государственных церковных организаций.

Еще одним течением раннего протестантизма стал кальвинизм.

Это течение было основано во Франции в 30-х годах ХVI в. Жаном Ковеном (латинизированная форма его фамилии - Кальвинус).

В конце XVI - начале XVII вв. с кальвинизмом слилось очень близкое к нему течение - цвинглианство, основателем которого был швейцарский религиозный деятель Ульрих Цвингли.

Основные положения кальвинизма были зафиксированы с небольшими вариациями в нескольких исповеданиях: Галликанском (1559 г.), Бельгийском (1561 г.), Втором гельветическом (1566 г.), Вестминстерском (1647 г.) и др.

В своем вероучении кальвинисты исходят из интерпретации Библии, предложенной Ж.Кальвином, который рассматривал Священное Писание как слово Божие, записанное людьми по наитию Святого Духа и представляющее откровение Бога человеку. Как и другие протестанты, кальвинисты считают Библию единственным стандартом веры и полностью отвергают Священное Предание. Так же, как и лютеране, кальвинисты не верят в способность церкви содействовать спасению людей. В отличие от лютеран кальвинисты считают, что Бог еще до сотворения мира предопределил одних своих созданий к спасению, других же к вечным мукам в аду (впрочем, позже умеренные кальвинисты несколько смягчили это положение). По представлению кальвинистов, верующие должны совершать добрые дела, но это не путь к спасению, а лишь знак того, что Бог предопределил человека к спасению. Не имеют спасительной силы у кальвинистов и таинства (их в кальвинизме два: крещение и причащение), они являются только знаками спасения человека. Крещение означает в кальвинизме членство человека в церкви с освобождением его от грехов. На таинство причащения у кальвинистов взгляды менялись. Ж.Кальвин считал, что во время евхаристии тело и кровь Христовы присутствуют в элементах причастия, но не физически, а духовно. Позже многие кальвинисты приняли несколько отличную от представления Ж.Кальвина трактовку У.Цвингли, согласно которой причащение - это лишь увековечивание памяти о Вечере Господней и воспоминание об искупительной жертве Иисуса Христа.

Если для лютеранства свойствен христоцентризм, то для кальвинизма - богоцентризм: некоторое преимущество среди трех ипостасей Троицы отдается Богу Отцу.

Обрядность в разных кальвинистских церквах несколько различается, но в целом для нее характерна большая простота по сравнению не только с англиканством, но и лютеранством. Настенная живопись в церквах не допускается, кальвинистские пасторы не надевают священных облачений. Во время богослужения не возжигаются свечи. В храмах нет алтаря. Крест не считается обязательным церковным символом. Богослужения совершаются на языке верующих.

В кальвинизме существуют три течения: реформатство, пресвитерианство и конгрегационализм. Первые два течения практически тождественны и отличаются в основном лишь местом своего формирования (реформатство сложилось в Швейцарии, пресвитерианство - в Шотландии и Англии).

Реформатство возникло в результате реформаторской деятельности швейцарца Ульриха Цвингли в Цюрихе и французов Гильома Фареля и Жана Кальвина в Базеле и Женеве. Вероучение реформатов близко вероучениям других форм кальвинизма. Вначале реформаты принимали Первое гельветическое исповедание, выработанное в Базеле в 1536 г. и носившее в основном цвинглианский характер. Сейчас большинство реформатских церквей в Европе придерживается Второго гельветического исповедания (1556 г.) Среди реформатов сейчас преобладает цвинглианская трактовка таинства причащения.

Реформатские церкви возглавляются старейшинами (пресвитерами), среди которых имеются проповедующие старейшины (пасторы и проповедники) и правящие старейшины из числа мирян (они помогают проповедникам в поддержании дисциплины и управлении церковью).

Возникновение пресвитерианства датируют 1560 г., когда шотландский парламент принял составленное известным церковным реформатором Джоном Ноксом и пятью другими священниками Шотландское исповедание, имеющее чисто кальвинистский характер. Позже оно было заменено близким к нему Вестминстерским исповеданием, принятым в 1647 г. в Шотландии и в 1648 г. в Англии. Пресвитерианское вероучение почти во всем сходно с вероучением реформатских церквей, но отличается от него некоторым смягчением доктрины о предопределении (признавая это кальвинистское положение, пресвитериане в то же время допускают наличие у человека свободной воли). Таинство причащения пресвитерианами обычно понимается в том смысле, который придавал ему Ж. Кальвин (т.е. они верят в духовное присутствие тела и крови Христа в элементах причастия).

Конгрегационализм очень близок к первым двум течениям кальвинизма по вероучению, но имеет специфику в церковном управлении. Если у реформатов и пресвитериан несколько соседних общин возглавляются пресвитериями, состоящими из пасторов и старейшин-мирян этих общин, у конгрегационалистов каждая община (конгрегация) совершенно независима. Время возникновения конгрегационализма определяется по-разному: от середины XVI в. до начала XVII в., появилось это течение в Англии. Основным догматическим документом конгрегационалицма является принятая в 1658 г. Савойская декларация, представляющая собой модификацию Вестминстерского исповедания.

Основные страны распространения реформатства - Швейцария и Нидерланды, в первой из них реформаты составляют несколько менее половины населения, во второй - четверть. Много реформатов в Венгрии, Германии, Румынии, Франции (потомки гугенотов), а также в Индонезии, ЮАР, Нигерии, Камеруне, США. Пресвитерианство является государственной церковью в Шотландии, значительные группы пресвитериан имеются в Северной Ирландии, США, Мексике, Бразилии, Республике Корея, Индии, Новой Зеландии, Малави, Гане, Кении, ЮАР, Демократической Республике Конго.

Конгрегационализм, возникший в Англии, имеет сторонников в этой стране, а также в США, Анголе, ЮАР, Республике Конго, других африканских странах и на многих островах Полинезии (в Западном и Восточном Самоа, на Токелау, Тувалу, островах Кука, Ниуэ они образуют наиболее значительные конфессиональные группы) и Микронезии (в Кирибати, на Науру, Маршалловых Островах, в Федеративных Штатах Микронезии).

Среди реформатских церковных организаций своей многочисленностью выделяются следующие: Нидерландская реформатская церковь, Федерация протестантских церквей Швейцарии, объединяющая 22 местные (в основном кантональные) протестантские церкви (причем все они, кроме одной, - реформатские), Реформатская федерация, представляющая собой объединение реформатских церквей и общин Германии, Реформатская церковь Венгрии и Голландская реформатская церковь Южной Африки.

Наиболее влиятельной пресвитерианской церковной организацией является действующая в США Пресвитерианская церковь. Крупные пресвитерианские церкви функционируют в Южной Корее: Пресвитерианская церковь Кореи (Тонгхап) и отделившаяся от нее более консервативная Пресвитерианская церковь в Корее (Хаптонг). Из африканских пресвитерианских церквей выделяются своей численностью Церковь Центральной Африки, являющаяся самой значительной протестантской церковью Малави, и Пресвитерианская церковь Восточной Африки, действующая в Кении. Старейшая пресвитерианская церковь - Церковь Шотландии.

В 1970 г. был создан Всемирный альянс реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), к которому примкнуло большинство кальвинистов мира.

В эпоху Реформации возникло и такое течение протестантизма, как меннонитство.

Основателем его был Менно Симонс, по имени которого это протестантское течение сейчас и называется. Начав свою церковную службу как католический приходской священник во Фрисландии, он в 1536 г. порвал с Римско-католической церковью и примкнул к анабаптистам(6), которые подвергались в те годы жестоким преследованиям. Восприняв анабаптистские положения о сознательном крещении (так называемое крещение по вере) и полной самостоятельности отдельных церковных общин, Менно Симонс вместе с тем, в отличие от анабаптистов, призвал и отказу от участия верующих в государственном управлении. Несмотря на свое миролюбие, сторонники Менно Симонса не избежали преследований и часть из них была вынуждена переселиться в Пруссию. В XVII - XVIII вв. меннониты становятся довольно многочисленной группой как в Голландии, так и в некоторых районах Германии. Когда в конце XVIII в. положение меннонитов в Пруссии стало ухудшаться, они в 1788 г. и в последующие годы по приглашению Екатерины II частично переселились в Россию. Позже большое число меннонитов эмигрировали в Америку.

Меннонитам свойственно убеждение в том, что главное - это не догматические положения, а личная святость и жизнь по христианским заповедям. Поэтому у них нет единого доктринального стандарта, и разные меннонитские группы могут довольно сильно отличаться друг от друга по своему вероучению. Однако, несмотря на существенные различия по отдельным вопросам догматики, большинство меннонитов придерживаются Дордрехтского исповедания, окончательно выработанного на проходившей в 1632 г. в голландском городе Дордрехт (Дорт) конференции.

Крещение у меннонитов считается не таинством, а обрядом, и совершается (у большинства групп путем обливания) в возрасте от 12 до 18 лет. Помимо крещения меннониты практикуют хлебопреломление (так они называют причащение, тоже считающееся у них обрядом). В реальное присутствие при причащении Иисуса Христа меннониты не верят. Весьма характерен для меннонитства также обряд взаимного омовения ног. Обязательной церемонией считается и обмен братскими поцелуями. Большинство меннонитов по религиозным убеждениям отказываются от военной и государственной службы, запрещают давать клятвы.

Для части меннонитов характерны замкнутость и стремление избегать контактов с окружающим миром. Большинство меннонитов требуют, чтобы верующие носили простую одежду, а женщины покрывали голову во время богослужения. У меннонитов, как правило, поддерживается строгая церковная дисциплина.

Меннониты не признают властных функций церкви. Каждая их община независима и сама выбирает своего священника. Проповедовать у меннонитов могут как мужчины, так и женщины. Общины одной деноминации объединяется в конференции, однако последние не обладают правом контроля над общинами.

Среди российских меннонитов в 60-е годы XIX в. произошел раскол. От основной их массы откололись так называемые братские меннониты. Остальных приверженцев меннонитства после раскола стали называть церковными меннонитами, так как они в отличие от братских поддерживали Церковный конвент, образованный в 1851 г. Братские меннониты приблизились к баптистам, в частности, они заменили крещение обливанием на крещение погружением.

В Америке меннониты раздробились на большое число подразделений, крупнейшим из которых являются Меннонитская церковь (ее последователей часто называют также староменнонитами).

Весьма своеобразна меннонитская секта амишей, представляющая собой особенно консервативный вариант меннонитства. Большинство амишей по возможности отказываются от любых контактов с внешним миром. Они придерживаются старого традиционного образа жизни и заключают браки только со своими единоверцами. Основная часть амишей сосредоточена в США.

С меннонитами иногда объединяют гуттерцев (гуттеритов), также ведущих свое происхождение от анабаптистов. Эта группа, сложившаяся в конце 1520-х - начале 1530-х годов в Моравии, проповедует так называемый христианский коммунизм. Живут гуттерцы главным образом в Канаде и США.

Многие из меннонитских подразделений входят во Всемирную меннонитскую конференцию, которая собирается раз в пять лет.

Перечисленные "исходные" течения протестантизма, возникшие в ХVI в. (англиканство, лютеранство, кальвинизм и меннонитство), дали многочисленные ответвления. Остановлюсь на наиболее распространенных из них. (См. продолжение статьи).


1. Кстати, некоторые религиоведы полагают, что это было сделано умышленно, чтобы англиканское вероучение могло бы стать приемлемым для английских религиозных деятелей, придерживающихся неодинаковых взглядов.
2. Тем не менее в каждой отдельной стране англиканская церковь имеет единое руководство.
3. Аугсбургское исповедание было написано сподвижником Мартина Лютера Филиппом Меланхтоном и опубликовано в 1530 г. Некоторые религиеведы этим годом датируют возникновение лютеранства.
4. Шмалькальденские статьи представляют собой содержащий резкую критику католицизма ответ лютеранских лидеров на приглашение папы Павла III на собор, который должен был проходить в Мантуе в 1537 г.
5. В этом церковном документе был разрешен возникший после смерти Мартина Лютера спор между его сторонниками.
6. Анабаптизм - радикальное протестантское течение, возникшее в 1520-е годы в Швейцарии и Германии, а затем распространившееся в Нидерландах, став там на короткое время основным протестантским учением. К настоящему времени анабаптистское течение в чистом виде не сохранилось.

02.08.2005
Используются технологии uCoz