(5). Из всех этих документов особое значение придается Аугсбургскому исповеданию и Малому катехизису Лютера. Одним из важнейших догматов лютеранства является представление о возможности спасения человека только Божьей милостью через веру в Иисуса Христа. Лютеране, в отличие от англикан, без всяких оговорок отвергают помощь духовенства в спасении людей. Они не считают также, что спасение происходит в результате совершенных человеком добрых дел и рассматривают сами эти дела как плод веры. Лютеране рассматривают в качестве единственного источника веры Священное Писание и не признают Священного Предания. Символы веры и другие принятые традицией положения, по представлению лютеран, имеют лишь подчиненный характер. В лютеранском вероучении имеется доктрина о предопределении некоторых избранных людей к спасению, но в отличие от учения другого протестантского течения - кальвинизма - отсутствует положение о предопределении некоторых людей к вечным мукам в аду. Для лютеран характерен христоцентризм - определенное предпочтение сыну Божьему перед другими лицами Святой Троицы.
В лютеранстве безоговорочно оставлены только два таинства из семи - крещение и причащение (другие названия этого таинства - Вечеря Господня, Евхаристия, таинство алтаря). Крещение лютеране (как и католики) считают обязательным условием спасения. Чаще всего оно совершается у них путем окропления. Таинство причащения, по мнению лютеран, было установлено Иисусом Христом для укрепления веры и выражения союза верующего с Богом. Лютеране верят в истинное присутствие в используемых для причащения хлебе и вине тела и крови Христовых, но не признают католическую и православную доктрину пресуществления хлеба и вина. В одних лютеранских церквах причащение совершается только раз в году - в Великую Пятницу, в других - гораздо чаще. На исповедь лютеране не выработали единой точки зрения. Если в XVI в. она считалась в лютеранстве таинством, то теперь часть лютеран рассматривают ее просто как обряд.
Для лютеранства характерно отсутствие резкой грани между духовенством и мирянами, так как оно провозгласило священство всех верующих. Пасторы в лютеранских церквах избираются, но остаются в своем сане пожизненно. Рукоположение рассматривается как хороший обычай, но не считается обязательным. В результате большинство лютеранских церквей утратило апостольскую преемственность рукоположения.
Культовая практика в лютеранских церквах сильно упрощена по сравнению с католической. Центральное место в церковных службах отводится проповеди. Во время службы также поются гимны, читаются молитвы и отрывки из Библии. Богослужения проводятся на национальных языках.
Несмотря на значительное упрощение службы, лютеране сохранили некоторые элементы католической мессы. Во время богослужения возжигаются свечи, в некоторых лютеранских церквах используется ладан. Не признавая икон, лютеранство разрешает наличие в церквах настенной живописи на библейские темы. В церквах имеется алтарь, крест признается официальным церковным символом. Сохранены и священные облачения, хотя и более скромные, чем в англиканской и особенно в католической церквах.
В лютеранстве нет единой системы церковного устройства. В разных церквах этого течения протестантизма существуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы организации. Глава церкви может иметь титул епископа, генерального суперинтендента или президента. Делами церкви управляют синоды, состоящие как из священнослужителей, так и из мирян. Как правило, лютеранские церкви в различных государствах совершенно независимы (в некоторых странах существует по нескольку лютеранских церквей). В 1947 г. была образована Всемирная лютеранская федерация, которая однако не обладает управленческими функциями, а призвана способствовать единению лютеранских церквей, оказывать помощь нуждающимся церковным организациям, содействовать миссионерской работе.
Происходя из Германии, лютеранство распространилось и в других странах мира, тем не менее наибольшее число лютеран по-прежнему сосредоточено в Германии (около 35 % населения этого государства). Лютеране полностью доминируют в таких странах, как Дания, Швеция, Финляндия, Норвегия, Исландия. Их немало в Эстонии и Латвии. Есть лютеране и в России. В Азии наиболее крупные группы лютеран имеются в Индонезии и Индии. Значительное число последователей лютеранства есть в таких странах Америки, как США и Бразилия. В Африке много лютеран живет в Танзании, Эфиопии, Намибии, на Мадагаскаре, в ЮАР. Велико число лютеран также в Папуа-Новой Гвинее.
Крупнейшими лютеранскими церквами являются следующие: самая многочисленная лютеранская церковная организация мира - Объединенная евангелическо-лютеранская церковь Германии, Евангелическо-лютеранская церковь в Америке, Евангелическо-лютеранская народная церковь Дании, Финская евангелическо-лютеранская церковь, Шведская церковь, Норвежская церковь, объединяющая консервативных лютеран США Лютеранская церковь - Миссури Синод, действующая в Индонезии Батакская христианская протестантская церковь, Евангелическо-лютеранская церковь в Танзании, Объединенные евангелическо-лютеранские церкви в Индии, функционирующая в Эфиопии Евангелическая церковь Мекане Йесус. Из этих церквей датская, финская, шведская и норвежская имеют в своих странах статус государственных церковных организаций.
Еще одним течением раннего протестантизма стал кальвинизм.
Это течение было основано во Франции в 30-х годах ХVI в. Жаном Ковеном (латинизированная форма его фамилии - Кальвинус).
В конце XVI - начале XVII вв. с кальвинизмом слилось очень близкое к нему течение - цвинглианство, основателем которого был швейцарский религиозный деятель Ульрих Цвингли.
Основные положения кальвинизма были зафиксированы с небольшими вариациями в нескольких исповеданиях: Галликанском (1559 г.), Бельгийском (1561 г.), Втором гельветическом (1566 г.), Вестминстерском (1647 г.) и др.
В своем вероучении кальвинисты исходят из интерпретации Библии, предложенной Ж.Кальвином, который рассматривал Священное Писание как слово Божие, записанное людьми по наитию Святого Духа и представляющее откровение Бога человеку. Как и другие протестанты, кальвинисты считают Библию единственным стандартом веры и полностью отвергают Священное Предание. Так же, как и лютеране, кальвинисты не верят в способность церкви содействовать спасению людей. В отличие от лютеран кальвинисты считают, что Бог еще до сотворения мира предопределил одних своих созданий к спасению, других же к вечным мукам в аду (впрочем, позже умеренные кальвинисты несколько смягчили это положение). По представлению кальвинистов, верующие должны совершать добрые дела, но это не путь к спасению, а лишь знак того, что Бог предопределил человека к спасению. Не имеют спасительной силы у кальвинистов и таинства (их в кальвинизме два: крещение и причащение), они являются только знаками спасения человека. Крещение означает в кальвинизме членство человека в церкви с освобождением его от грехов. На таинство причащения у кальвинистов взгляды менялись. Ж.Кальвин считал, что во время евхаристии тело и кровь Христовы присутствуют в элементах причастия, но не физически, а духовно. Позже многие кальвинисты приняли несколько отличную от представления Ж.Кальвина трактовку У.Цвингли, согласно которой причащение - это лишь увековечивание памяти о Вечере Господней и воспоминание об искупительной жертве Иисуса Христа.
Если для лютеранства свойствен христоцентризм, то для кальвинизма - богоцентризм: некоторое преимущество среди трех ипостасей Троицы отдается Богу Отцу.
Обрядность в разных кальвинистских церквах несколько различается, но в целом для нее характерна большая простота по сравнению не только с англиканством, но и лютеранством. Настенная живопись в церквах не допускается, кальвинистские пасторы не надевают священных облачений. Во время богослужения не возжигаются свечи. В храмах нет алтаря. Крест не считается обязательным церковным символом. Богослужения совершаются на языке верующих.
В кальвинизме существуют три течения: реформатство, пресвитерианство и конгрегационализм. Первые два течения практически тождественны и отличаются в основном лишь местом своего формирования (реформатство сложилось в Швейцарии, пресвитерианство - в Шотландии и Англии).
Реформатство возникло в результате реформаторской деятельности швейцарца Ульриха Цвингли в Цюрихе и французов Гильома Фареля и Жана Кальвина в Базеле и Женеве. Вероучение реформатов близко вероучениям других форм кальвинизма. Вначале реформаты принимали Первое гельветическое исповедание, выработанное в Базеле в 1536 г. и носившее в основном цвинглианский характер. Сейчас большинство реформатских церквей в Европе придерживается Второго гельветического исповедания (1556 г.) Среди реформатов сейчас преобладает цвинглианская трактовка таинства причащения.
Реформатские церкви возглавляются старейшинами (пресвитерами), среди которых имеются проповедующие старейшины (пасторы и проповедники) и правящие старейшины из числа мирян (они помогают проповедникам в поддержании дисциплины и управлении церковью).
Возникновение пресвитерианства датируют 1560 г., когда шотландский парламент принял составленное известным церковным реформатором Джоном Ноксом и пятью другими священниками Шотландское исповедание, имеющее чисто кальвинистский характер. Позже оно было заменено близким к нему Вестминстерским исповеданием, принятым в 1647 г. в Шотландии и в 1648 г. в Англии. Пресвитерианское вероучение почти во всем сходно с вероучением реформатских церквей, но отличается от него некоторым смягчением доктрины о предопределении (признавая это кальвинистское положение, пресвитериане в то же время допускают наличие у человека свободной воли). Таинство причащения пресвитерианами обычно понимается в том смысле, который придавал ему Ж. Кальвин (т.е. они верят в духовное присутствие тела и крови Христа в элементах причастия).
Конгрегационализм очень близок к первым двум течениям кальвинизма по вероучению, но имеет специфику в церковном управлении. Если у реформатов и пресвитериан несколько соседних общин возглавляются пресвитериями, состоящими из пасторов и старейшин-мирян этих общин, у конгрегационалистов каждая община (конгрегация) совершенно независима. Время возникновения конгрегационализма определяется по-разному: от середины XVI в. до начала XVII в., появилось это течение в Англии. Основным догматическим документом конгрегационалицма является принятая в 1658 г. Савойская декларация, представляющая собой модификацию Вестминстерского исповедания.
Основные страны распространения реформатства - Швейцария и Нидерланды, в первой из них реформаты составляют несколько менее половины населения, во второй - четверть. Много реформатов в Венгрии, Германии, Румынии, Франции (потомки гугенотов), а также в Индонезии, ЮАР, Нигерии, Камеруне, США. Пресвитерианство является государственной церковью в Шотландии, значительные группы пресвитериан имеются в Северной Ирландии, США, Мексике, Бразилии, Республике Корея, Индии, Новой Зеландии, Малави, Гане, Кении, ЮАР, Демократической Республике Конго.
Конгрегационализм, возникший в Англии, имеет сторонников в этой стране, а также в США, Анголе, ЮАР, Республике Конго, других африканских странах и на многих островах Полинезии (в Западном и Восточном Самоа, на Токелау, Тувалу, островах Кука, Ниуэ они образуют наиболее значительные конфессиональные группы) и Микронезии (в Кирибати, на Науру, Маршалловых Островах, в Федеративных Штатах Микронезии).
Среди реформатских церковных организаций своей многочисленностью выделяются следующие: Нидерландская реформатская церковь, Федерация протестантских церквей Швейцарии, объединяющая 22 местные (в основном кантональные) протестантские церкви (причем все они, кроме одной, - реформатские), Реформатская федерация, представляющая собой объединение реформатских церквей и общин Германии, Реформатская церковь Венгрии и Голландская реформатская церковь Южной Африки.
Наиболее влиятельной пресвитерианской церковной организацией является действующая в США Пресвитерианская церковь. Крупные пресвитерианские церкви функционируют в Южной Корее: Пресвитерианская церковь Кореи (Тонгхап) и отделившаяся от нее более консервативная Пресвитерианская церковь в Корее (Хаптонг). Из африканских пресвитерианских церквей выделяются своей численностью Церковь Центральной Африки, являющаяся самой значительной протестантской церковью Малави, и Пресвитерианская церковь Восточной Африки, действующая в Кении. Старейшая пресвитерианская церковь - Церковь Шотландии.
В 1970 г. был создан Всемирный альянс реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), к которому примкнуло большинство кальвинистов мира.
В эпоху Реформации возникло и такое течение протестантизма, как меннонитство.
Основателем его был Менно Симонс, по имени которого это протестантское течение сейчас и называется. Начав свою церковную службу как католический приходской священник во Фрисландии, он в 1536 г. порвал с Римско-католической церковью и примкнул к анабаптистам(6), которые подвергались в те годы жестоким преследованиям. Восприняв анабаптистские положения о сознательном крещении (так называемое крещение по вере) и полной самостоятельности отдельных церковных общин, Менно Симонс вместе с тем, в отличие от анабаптистов, призвал и отказу от участия верующих в государственном управлении. Несмотря на свое миролюбие, сторонники Менно Симонса не избежали преследований и часть из них была вынуждена переселиться в Пруссию. В XVII - XVIII вв. меннониты становятся довольно многочисленной группой как в Голландии, так и в некоторых районах Германии. Когда в конце XVIII в. положение меннонитов в Пруссии стало ухудшаться, они в 1788 г. и в последующие годы по приглашению Екатерины II частично переселились в Россию. Позже большое число меннонитов эмигрировали в Америку.
Меннонитам свойственно убеждение в том, что главное - это не догматические положения, а личная святость и жизнь по христианским заповедям. Поэтому у них нет единого доктринального стандарта, и разные меннонитские группы могут довольно сильно отличаться друг от друга по своему вероучению. Однако, несмотря на существенные различия по отдельным вопросам догматики, большинство меннонитов придерживаются Дордрехтского исповедания, окончательно выработанного на проходившей в 1632 г. в голландском городе Дордрехт (Дорт) конференции.
Крещение у меннонитов считается не таинством, а обрядом, и совершается (у большинства групп путем обливания) в возрасте от 12 до 18 лет. Помимо крещения меннониты практикуют хлебопреломление (так они называют причащение, тоже считающееся у них обрядом). В реальное присутствие при причащении Иисуса Христа меннониты не верят. Весьма характерен для меннонитства также обряд взаимного омовения ног. Обязательной церемонией считается и обмен братскими поцелуями. Большинство меннонитов по религиозным убеждениям отказываются от военной и государственной службы, запрещают давать клятвы.
Для части меннонитов характерны замкнутость и стремление избегать контактов с окружающим миром. Большинство меннонитов требуют, чтобы верующие носили простую одежду, а женщины покрывали голову во время богослужения. У меннонитов, как правило, поддерживается строгая церковная дисциплина.
Меннониты не признают властных функций церкви. Каждая их община независима и сама выбирает своего священника. Проповедовать у меннонитов могут как мужчины, так и женщины. Общины одной деноминации объединяется в конференции, однако последние не обладают правом контроля над общинами.
Среди российских меннонитов в 60-е годы XIX в. произошел раскол. От основной их массы откололись так называемые братские меннониты. Остальных приверженцев меннонитства после раскола стали называть церковными меннонитами, так как они в отличие от братских поддерживали Церковный конвент, образованный в 1851 г. Братские меннониты приблизились к баптистам, в частности, они заменили крещение обливанием на крещение погружением.
В Америке меннониты раздробились на большое число подразделений, крупнейшим из которых являются Меннонитская церковь (ее последователей часто называют также староменнонитами).
Весьма своеобразна меннонитская секта амишей, представляющая собой особенно консервативный вариант меннонитства. Большинство амишей по возможности отказываются от любых контактов с внешним миром. Они придерживаются старого традиционного образа жизни и заключают браки только со своими единоверцами. Основная часть амишей сосредоточена в США.
С меннонитами иногда объединяют гуттерцев (гуттеритов), также ведущих свое происхождение от анабаптистов. Эта группа, сложившаяся в конце 1520-х - начале 1530-х годов в Моравии, проповедует так называемый христианский коммунизм. Живут гуттерцы главным образом в Канаде и США.
Многие из меннонитских подразделений входят во Всемирную меннонитскую конференцию, которая собирается раз в пять лет.
Перечисленные "исходные" течения протестантизма, возникшие в ХVI в. (англиканство, лютеранство, кальвинизм и меннонитство), дали многочисленные ответвления. Остановлюсь на наиболее распространенных из них. (См. продолжение статьи).
1.
Кстати, некоторые религиоведы полагают, что это было сделано умышленно, чтобы англиканское вероучение могло бы стать приемлемым для английских религиозных деятелей, придерживающихся неодинаковых взглядов.
2.
Тем не менее в каждой отдельной стране англиканская церковь имеет единое руководство.