Ахурамазда - в иранской мифологии верховное божество зороастрийского и ахеменидского пантеонов. Буквальное значение - "господь мудрый". Первоначально имя "Ахурамазда", видимо, выступало в качестве замены запретного имени божества.

Оба элемента имени (Ахура и Мазда) употреблялись раздельно даже в поздних фрагментах "Младшей Авесты". "Авеста", в отличие от большинства родственных иранской мифологии индоевропейских традиций (хеттской, греческой, латинской, ведической, балто-славянской), где верховным божеством выступал воин-громовержец (Зевс, Перун, Индра и т.д.), изображала Ахурамазду жрецом. Он творит мир усилием или посредством мысли ("Ясна" 19, 1-6) и требует себе духовного поклонения, молитвы перед священным огнем ("Ясна" 43, 7). В честь Ахурамазды допускалось только возлияние смеси сока хаомы с молоком ("Ясна" 29, 6-7).

Учение Заратуштры содержало представления о личном избранничестве Заратуштры Ахурамаздой как посредника между небом и землей, апокалиптические понятия о страшном суде, вершимом Ахурамаздой ("Ясна" 47, 6 и др.), об абсолютной свободе воли Ахурамазды (43,1), о грядущей победе Ахурамазды и его приверженцев над силами зла, об ответственности каждого живущего существа перед Ахурамаздой (30, 3-6, 44, 14 и др.). В "Ясне семи глав" образ Ахурамазды более традиционен и натуралистичен. Видимым его проявлением, "телом", назван огонь (Атар; 36, 6), небесные воды именуются его женами. "Яшт" (XVII, 16) величает Ахурамазду отцом Аши, Сраоши (его посланника), Рашну, Митры и самой религии, его супруга - Армайти.

Но во всех случаях, вплоть до сочинений пехлевийской эпохи, Ахурамазда выводится идеальным прототипом жреческого сословия. Однако ахеменидские скальные надписи (6-4 вв. до н.э.) и сасанидские рельефы (3-7 вв.) трактуют его царем-миродержцем: он "всемогущ, велик, победоносен".

Помимо этих двух основных трактовок, в "Авесте" сохранились остатки архаических представлений: "Ясна" (30,5 и 51, 30) и "Яшт" (XIII, 3) донесли раннеиндоиранский образ высшего божества как олицетворения небесной звездной (ночной) тверди. Тот же "Яшт" (XIII, 80) приписывал Ахурамазде личного гения - фраваши, что подразумевало знак его (Ахурамазды) сотворенности и, тем самым, вторичности (одновременно Ахурамазда - создатель фраваши).

Показательно, что каноническая "Авеста" умолчала о происхождении Ахурамазды. Почитатели бога времени Зервана считали Ормазда сыном этого божества и братом-двойником злого духа Ахримана. В "Гатах" Ахриман - отец святого духа Спента-Майнью и духа зла Анхра-Майнью; в "Младшей Авесте" Спента-Майнью ипостась, творческий аспект Ахурамазды.

Ахурамазда сотворил все бытие ("Ясна" 44, 4-5), облек предшествовавшие духовные формы плотью, заранее предначертал все мысли, слова и деяния. Человек должен избрать благие мысли, слова и дела (их воплощает триада Ахурамазда, Аша Вахишта и Воху Мана) и тем усилить лагерь добра (30, 3-6, 31, 11) в его противоборстве с силами зла, возглавляемыми Анхра-Майнью. Ахурамазда в "Гатах" стоит над этой борьбой, пребывая в сфере чистой духовности "менок", но в "Младшей Авесте" он лично в ней участвует, ищет сторонников среди младших божеств, обучает Заратуштру правилам жертвенных ритуалов ("Яшт" XIV, 35). Младоавестийский образ Ахурамазды (греч. Форма имени - Ормазд) был известен Платону и Аристотелю (5-4 вв. до н.э.).

11.01.2005
Используются технологии uCoz